Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

порядке отметим, что название оленя сыгын на алтайском языке вполне можно сопоставить с названием скифского народа саки. Дикие северные олени Rangifer tarandus valentinae flerov по-алтайски называются: белое дикое животное ак кийик, бело-серое дикое животное ак боро кийик ; животное с серой шерстью боро тюктю мал. Дикие северные олени до 1970-х годов еще обитали в бассейне Телецкого озера. В настоящее время их популяция увеличилась. Таким образом, в приведенном выше устном тексте, рассказанном Н. К. Ялатовым, речь идет о северном олене и оленеводстве. Впервые гипотеза о домашнем оленеводстве древних жителей Горного Алтая была высказана И. И. Ешелкиным, который привел в качестве примера наскальный рисунок с изображением человека, сидящего на олене [Ешелкин, 1974, рис. 30]. Условное изображение человека, сидящего на олене, имеется на скале Чагаан-Салаа в Монголии [Кубарев, Цэвэндорж, 2005: 192, рис. 226]. Изображение оленя, которого можно принять за северного (судя по рогам), зафиксировано на памятнике Калбак-Таш [Кубарев, 2011, рис. 333, 368]. На этом же памятнике есть изображение оленей (без опознания вида), орнаментированных таким образом, что, кажется, на их спину накинуто покрывало [Кубарев, 2011, рис. 285]; нами зафиксирован такой рисунок оленя, отсутствующий в указанной книге В. Д. Кубарева. Нельзя не отметить рисунки «коров» с рогами оленей на памятнике Калбак-Таш [Кубарев, 2011, рис. 743, 429]. Памятник Кызыл-Тал. Фото Е. Е. Ямаевой, 2019 г. В ходе исследования памятника Кызыл-Тал в Горном Алтае были нами обнаружены изображения оленей с «треугольниками» на спине. На спинах оленя имеются по две треугольные «закрашенные» фигуры. Один «треугольник» идет 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz