Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

не могли справиться с оленями. Девочка хотела подоить оленуху — важенку, но та пнула ее копытом, и она умерла. Молоко вылилось. Оставшееся на донышке молоко мальчик с размаху брызнул вслед убегавшей оленухе. Сам же мальчик превратился в птицу. У важенки возле хвоста появилось белое пятно. Вернувшийся из похода Аба-каан запретил заниматься оленеводством. Он велел почитать оленей. С тех пор предки алтайцев стали заниматься скотоводством [Ялатов (ПМА), 2000]. В данном тексте появление белого пятна вокруг хвоста оленухи объясняется тем, что мальчик брызнул оленьим молоком из подойного ведерка. Подтекстом этих мотивов могут служить ритуальные действия, совершаемые участниками обряда в отношении оленухи/оленя, которые в трансформированном виде дошли до наших дней. В эпических сказаниях алтайцев ритуальные действия также не конкретизируются. В сказании «Алтын-Бизе», записанном от тубаларской сказительницы Н. Черноевой, сообщается краткое описание жертвоприношения оленя/марала небесному божеству. «На заячью петлю ургуч, поставленную стариком, попался марал. Старик Барал (букв.: Марал; диал., на алтайском Марал Олень) и старуха Алтын-Туулай (букв.: Золотая Зайчиха; серый заяц туулай ) принесли его в жертву. Марала подвели за рога к железному тополю, у корней тополя убили, сделали божеству кудаю жертву и сами немного поели. Утром видят — кругом полно скота и народа, хозяйством управляет Ак-Сагал, и народом управляет Каралдай-Мёкё, семиголовый Дьелбеген берегом реки владеет. Жена рожает сына. С семью клыками рыжий тъеерен жеребец, обходя свой табун, стоит на вершине белой тайги» (пересказ Е. Ямаевой) [Алтын-Бизе, 1965: 76]. В сказании «Кан-Таджи» железный тополь называется собственным именем Алтын-Чогор. Богатырь «на шести местах раскидывает алтарь сан и молится: “Алтын-Чогор, мать моя!”, — спрашивал, есть ли выход из положения?» [Аносский сборник, 1995: 156, 164]. В сказании «Алтын-Мизе» дается следующее описание этого эпического локуса: «железный тополь темир терек без сучьев, нижний конец его, т. е. корни, в нижнем мире, а верхний конец пророс в верхний третий мир, т. е. в небо» [Там же: 98]. Таким образом, в эпической традиции алтайцев древнейшая архетипическая модель — мировая ось / мировой столб — представлялась в виде железного тополя «без сучьев» / железного столба. Один из вариантов этой модели — железный столб и привязанный к нему олень. В традиционных верованиях алтайцев железным колом (= столбом) Темир Казык или Золотым Колом Алтын Казык называлась Полярная Звезда. В индоиранской мифологии Полярная звезда называлась Гвоздем в середине неба Мех-и мийан Асман [Рак, 1998]. Наскальные рисунки Помимо указанных фольклорных источников, материалом для исследования служат композиции наскального искусства из Кызыл-Тал, Калбак-Таш, Елангаш и рисунки сопредельной Монголии. Научное название марала — Cervus elaphus Linn, 1758 [Ешелкин, 1974]. На алтайском языке олени обозначаются терминами марал, сыгын, куран, мыйгак, которыми, как правило, называют благородных оленей — маралов. Благородные олени большей частью становились персонажами наскальных рисунков и оленных камней, являющихся частью скифского наследия Сибири. В предварительном 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz