Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
территорией возникновения оленеводства все называют Саяно-Алтайское нагорье [Вайнштейн, 1975; Шнирельман, 1980: 175-190; Рассадин, 2018]. Одной из дискуссионных является проблема существования у пазырыкцев таежного оленеводства. Некоторые исследователи этой культуры допускали наличие очень незначительной доли оленеводства в общем секторе хозяйственной деятельности. Другие ученые отрицали роль оленеводства в занятиях пазырыкцев. Территория Саяно-Алтая, Монголии и Казахстана в скифскую эпоху была представлена археологическими памятниками с весомыми различиями, но объединенными в единую этнокультурную общность [Тишкин, 2003: 17, 37]. Локальные памятники имели свои особенности. Климатические условия Северного Алтая, который алтайцы называют Аба-Тьыш или Аба, вероятно, способствовали возникновению здесь культуры таежных собирателей, охотников и рыболовов. Могло ли здесь в те далекие времена существовать таежное оленеводство? Фольклорные источники Приведем рассказ о том, как алтайцы (тубалары) охотились на маралов и приручали их. В фольклорном тексте содержатся уникальные сведения о строительстве загона, содержании в нем диких оленей, их подкармливании и доместикации. Сначала идет подробный рассказ о гоньбе оленей: «Первого оленя поймали на вершине горы, когда он, уставший от преследования, завяз в глубоком снегу. Затем решили найти и поймать других оленей. Добрались до местечка Куртучак-ёзёк, что находится возле Пестю Айанг, и увидели оленей. Переночевали здесь. Отдохнули. На следующий день поймали двух оленей в местности Алты-Сём. Снег был очень глубокий. Приволокли зверей до стана лишь на четвертый день. Затем вновь отправились в сторону Куртычака, добрались до Юстюгю Куртучак, переправились на другой берег Сымылты, поймали еще одного оленя. Погода испортилась. Снег был слишком глубок. Пошел снег с дождем тъанмыр тъаап баштаган. С трудом приволокли оленя лишь на пятый день. Подкармливали зверей, собирая траву с горы, разгребая снег. Решили построить более удобный загон. Шесть товарищей отправились строить загон и построили его в течение трех дней. В течение четырех дней перегоняли зверей на новое место. Загон находился в удобном месте, тут протекал ручеек. В течение многих дней кормили оленей — сеном, овсом. Они стали почти ручными. Мы продали оленей русскому (человеку) из Едигана, державшему оленей, то есть занимавшемуся мараловодством» [Славный род ..., 2015: 7-8]. К слову об охоте на маралов гоном, у шорцев, например, отсутствуют сведения о поимке марала «голыми руками» и содержании их в загоне [Дыренкова, 2012: 98]. Совершенно очевидно, что тубалары прекрасно владели приемами преследования оленей гоньбой, их ловли и приучения, однако здесь речь идет о маралах, а не северных оленях. Согласно другому преданию, предки некоторой части алтайцев в древности занимались оленеводством. Некогда был каган по имени Адьий. У него было четверо сыновей — Аба, Кара-батыр, Байат и Чалканду. Байат жил в местности Байат, Чалканду жил по реке Лебедь, Кара-батыр жил в степи, на юге. Сын, которого звали Аба-каан, жил в северной части Алтая. Он разводил оленей. Каган Адьий призвал сына на войну. Аба-каан отправился на юг и участвовал в военном походе. Война длилась долго. Оставшиеся дома старики и дети умирали. Начался падёж оленей. Малолетние дети Аба-каана, девочка и мальчик, 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz