Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
отразились древние представления о женщинах, покровительствующих охоте. Анализ изображений зоо- и антропоморфных персонажей в контексте предметного окружения позволяет выявить разнообразные методы охоты, которые можно «считывать» на основе сравнительных исследований охоты у самодийцев, практиковавшихся в недавнем прошлом. Эти сведения позволяют по-новому интерпретировать археологические материалы пазырыкской культуры Горного Алтая, в которой культ оленя занимал важное место. Ключевые слова: пазырыкская культура, Гэрный Алтай, тубалары, устная история, охота, олени, петроглифы Калбак-Таш, эпоха бронзы и железа. Elizaveta Е. Yamaeva PAZYRYK CULTURE OF MOUNTAIN ALTAI: ON THE PROBLEM OF THE ORIGIN OF THE DEER CULT AND EXISTENCE OF TAIGA REINDEER HUSBANDRY (INTERPRETATION BASED ON ORAL HISTORY AND CAVE PAINTINGS) Abstract Oral history has preserved unique information about the methods of hunting, capture and domestication of wild deer among Altai people at the beginning of the 20th century, as well as the existence of reindeer husbandry in the ancient population of the region. Attraction of comparative folklore and ethnographic materials on the peoples of Siberia reveals the connection of wild deer with the spirit-mistresses of nature. Shrines Kalbak- Tash contains a large number of drawings with a hunting plot. An analysis of images of zoomorphic and anthropomorphic characters in the context of the subject environment reveals a variety of hunting methods that can be «read» based on comparative studies of hunting among Samoyeds practiced in the recent past. This information allows us to reinterpret the archaeological materials of the Pazyryk culture of Mountain Altai, in which the deer cult occupied an important place. Keywords: Pazyryk culture of Altai, tubalars, oral history, hunting, deers, petroglyphs Kalbak-Tash, era of bronze and iron. Вводные замечания Пазырыкская культура Горного Алтая является не только одной из самых ярких страниц в истории этого региона, но и одной из самых загадочных. Вызывают интерес вопросы происхождения этой культуры, этнической принадлежности ее носителей, их занятия и мировоззрение. Прекрасные кони в «рогатых масках», удивительные женские парики с изображениями оленей и т. д. давно стали маркерами этой культуры. Рога и линии щечных поверхностей конской маски, найденной в первом Пазырыкском кургане, например, имитируют северного оленя [Полосьмак, Баркова, 2003: 107]. Зафиксировано использование пуха северного оленя в изготовлении войлока, найденного в первом Туэктинском кургане, а также в некоторых предметах утвари [Полосьмак, 2001; Полосьмак, Баркова, 2003: 105]. Как известно, существует несколько мнений о происхождении и распространении оленеводства. Согласно первой теории, доместикация оленя произошла чуть ли не после одомашнивания собаки. Сторонники второй точки зрения датируют появление оленеводства I тыс. до н. э., поскольку на изображениях Большой Боярской писаницы у скотоводов Южной Сибири в это время имелись домашние олени. Согласно третьей точке зрения, олень был одомашнен в Скандинавии и Сибири лопарями, самодийцами и тунгусами на рубеже н. э. под влиянием степного коневодства скифских и тюркских народов. При этом 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz