Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

в соответствии с принципом обратной связи в кибернетике, раскрывает взаимную обусловленность успеха староверия инновативными технологиями. Экзистенциальный кризис церковного Раскола, спровоцированный экстремальным религиозным конфликтом в русском обществе, индуцировал в ХѴІІ-ХѴІІІ столетиях колонизацию российских окраин, где условия «фронтира» критически ограничивали устойчивость определенных, эволюционно-адаптивных социальных форм. Неоднозначным фактором оставалась враждебность общества к диссидентам, оказавшимся в меньшинстве, что привело к созданию ими самостоятельной контркультуры, ставшей «дрожжами» народной самоорганизации. Только оказавшись полезными для населения в ходе естественной селекции, выговские староверы смогли переломить изоляционистский тренд и развить технологии и инфраструктуру, аккумулирующую силы целого региона [Елизарков, 2019]. Парадоксальным образом значение государственного давления на староверов кажется амбивалентным. Постепенно ослабевающий прессинг вел к прогрессу их социотехнических структур, при нарастающей традиционности в культуре. Однако новый виток террора, судебных преследований и церковных гонений второй трети XIX столетия практически уничтожил крупные северные хозяйственные коммуны, оставив в силе только подпольные общины старой веры в городах. Нужно отметить, что репрессии XIX века в количественном отношении сильно уступают даже XVIII столетию и не известны таким числом «гарей» [Романова, 2012: 254-262], поэтому смену положительного влияния экстремальных условий отрицательным воздействием на хозяйство невозможно объяснить одним увеличением карательных санкций выше некоего оптимального предела. Тезисы автора в том, что свою роль тут сыграло и снижение порога катастрофичности в сознании самих выговцев, и качественное закрытие окружающей среды: прежний доступ к свободным ресурсам был упразднен. Список источников и литературы Богославский П. О. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб.: Тип. Морского Министерства, 1859. 179 с. Бородкин А. В. Из истории развития старообрядческой экономической модели второй половины XVII — началаXX вв. // Экон. журн. 2009. № 16. С. 116-123. Брызгалов В. В., Овсянников О. В., Ясински М. Э. Выговское старообрядческое общежительство: морской зверобойный промысел в Арктике в ХѴІІІ-ХІХ вв.: (письменные и археологические источники) // Культура русских в археологических исследованиях = Culture o f Russians in Archaeological Researches. Омск; Тюмень; Екатеринбург: Магеллан, 2014. Т. 1. С. 49-63. Буровский А. М. Контрастность, мозаичность, динамизм среды и эволюция // Эволюция Земли, жизни, общества, разума / отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, А. В. Марков. Волгоград: Учитель, 2013. С. 58-97. Гурьянова Н. С. Дополнение к «Истории Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1989. С. 221-245. Гурьянова Н. С. «Описание о нелепых случаях и необычных пустынному житию действах, внесшихся от своевольников» // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. С. 225-246. Елизарков Н. А. Выговские староверы: традиционное судоходство и судостроение Беломорско-Онежского бассейна // Рябининские чтения — 2019: материалы VIII конф. по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2019. С. 51-53. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz