Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
рудознатцы открыли для Демидовых крупнейшее месторождение руд на Алтае. А вскоре после этого в 1727 году некий крестьянин Выгозерского погоста, Мартемьян Колчин взял предприятие Повенца в долгосрочную аренду. Решением властей он был все-таки закрыт в 1738 году, накануне «разорения» выгорецких скитов экспедиционной комиссией. Вероятно, это и подтолкнуло перенос коммерческого судостроения из Повенца в Пигматку. Здесь надо заметить, что среди петербургских купцов, определенных в староверии, в 1773 году фигурировал Михаил Иванович Колчин, которого ранее, после смерти отца и матери Ирины Васильевой, записал в двойной оклад брат Петр [Каменева, 2013: 87]. Находился ли с ним в родстве заводчик Мартемьян; являлись ли родственники Ивана Колчина «записными» или «потаенными раскольниками», история умалчивает. Вместе с тем, если староверческая скитская кооперация по постройке новоманерных галиотов и более традиционных лодей для обширных водоемов, продолжавшая в 1727-1738 годах прежнее речное и каботажное судостроение барок и шкутов, не встречала коллективного сопротивления выгоречан, то торгово-промышленной деятельности 1750 -1760-х годов неудачи (наподобие крушений на Свирских порогах), поданные как личные провалы Семена Петровича, неоднократно фиксировались в скупых упоминаниях «Лексинского летописца» [Юхименко, 2008: 65-66]. В. В. Брызгаловым обнаружена документация Архангелогородской таможни на следующие суда, принадлежащие Данилову к 1748 году: галиот «Сокол» постройки 1725 года; шкут «Преподобный Саватий» 1725 года; буяр «Лебедь» 1725 года; щербот «Гликерия», построенный в 1729 году; галиот «Морж», построенный в 1735 году. По всей видимости, одна из старейших «новоманерных» шхун в России, «Преподобный Саватий», была построена в 1724 году крестьянином Толвуйского погоста Иваном Елизаровым, на реке Шуйке. Во второй половине XVIII столетия, благодаря протекции П. И. Шувалова, поморы вернули себе право строить старинные суда, и далее в документах фигурируют «лодьи» [Брызгалов, 2014: 50-52]. Хояедение по краю: выводы о кризисе самокритичности в системе Обоснованно ли вести речь о гонениях на староверов как факторе, закрывшем выходы для эволюции иных беспоповских северных общин? Живая связь с морем будущего общежительства, своеобразного «бутылочного горлышка» адаптации, пророчески выразилась в предыстории выговцев. По преданиям, отец Пимин, возглавивший в карельском Березовом Наволоке одну из ранних «гарей» после правительственной осады и взятия Соловецкого монастыря, встречался с Даниилом Викуличем, будущим основателем Данилова общежительства. В ходе прощания, он велел Даниилу пересесть в лодке с весел на корму, «зане ты будешь кормник и правитель добрый христианскому многому народу Выговской пустыни». Община староверов-поморцев, не уникальная в этом отношении, отождествлялась с «кораблем», а ее предводитель — с «кормчим», как и в видениях Игнатия Соловецкого о четырех крупнейших северных «гарях» в истории России: «четыре корабля великие, полны последнего народа христианского, аки по морю, по воздуху пловуще, под руководством самого отца Игнатия, отца Пимена, отца Германа, и отца Иосифа» [Филиппов, 1862: 34, 45 - 46]. Параллели подобным художественным образам существовали в раннем христианстве и в современном староверию протестантизме, в том числе в русском сектантстве, но нетипичны для российского старообрядчества в целом. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz