Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Махмутов, Габдрахманова, 2016; Головнев и др., 2018 и др.]. Благодаря сетевым коммуникациям компенсируются, в частности, недостаточные возможности офлайновых социальных институтов для удовлетворения культурных потребностей, репрезентации этнокультуры [Разумова, Сулейманова, 2019], «социальные платформы и виртуальные этнические группы создают технологическую коммуникационно-организационную инфраструктуру поддержки для офлайн-этнических сетей» [Глухов, 2015: 28]. Возможности образования и просвещения и материалы научно- образовательного и культурно-просветительского характера, предоставляемые этническими интернет-сообществами, необходимы для представителей и этнических общностей, относящихся к различным социальным группам, и различных социальных групп, которые не акцентируют внимание на этнической самоидентификации, но проявляют профессиональный или любительский интерес к этнографии или отдельным этнокультурам. Вместе с тем целый ряд факторов существенно ограничивает возможности образования и просвещения в этнокультурном ключе и тех, и других. К причинам этого можно отнести не только очевидные «офлайновые» социокультурные, политические и социально-экономические проблемы этнической общности, о которой (и для которой) создаются киберсообщества. Их возможности сдерживаются недостатком соответствующих электронных ресурсов, а также труднодоступностью искомой на них информации. Последнее явление определяется, в свою очередь, совокупностью причин: ограничительными законодательными решениями Роскомнадзора, различиями интерфейсов интернет-источников (от их удобства зависит взаимодействие с пользователем) и алгоритмов поиска, характерных для разных браузеров и сайтов, а также степенью готовности этнических общностей, репрезентирующих собственную культуру, предоставлять достоверную информацию о ней. Установление информационных барьеров вызывается причинами психологическими, политическими, социокультурными. Оно выражается в так называемых настройках приватности в сетевых сообществах на этническую тематику. Имеет место и обратная ситуация. Осознание администраторами самой целесообразности дальнейшего развития и дополнения новой информацией виртуальных этнических сообществ зависит от возникающих новых или не устраняемых старых объективных социально-экономических проблем этнической группы. Эти проблемы отрицательно влияют на интенсивное и экстенсивное развитие, популяризацию культуры, в нашем случае — коренного малочисленного народа, на понимание ее уникальности и ценности массовым сознанием городского большинства населения административной территории, населяемой в том числе кольскими саамами. Методика и источники Исследование инициировано проверкой двух гипотез: а) объективные социально-культурно-экономические проблемы саамов в офлайн-пространстве влияют на целесообразность и динамику репрезентации саамской культуры в сети Интернет и, напротив, б) количественное распространение саамских киберсообществ и качественное разнообразие их контента в части освещения социокультурных проблем саамов влияют на успешность разрешения этих проблем в реальности. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz