Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

не заметить, что нужда в транспортной инфраструктуре с самого начала ощущалась обитателями суземкое, поэтому для речного судостроения выговцев коммерческий смысл всегда оставался вторичным. «Монастырь» централизованно создавал в регионе транспортную сеть, которой пользовались и местные крестьяне. П. И. Челищев, который в конце XVIII столетия путешествовал внутри «Суземка», вверх по Выгу через Сергиев «скит» в Лексинское «общежительство», засвидетельствовал, что плыл «в данной из Данилова монастыря лодке, а по тамошнему названию «карбусе»» (видимо, тоже даниловской постройки), «с их же четырьмя гребцами и пятым лоцманом» [Челищев, 1886: 22, 25]. Вода оставалась главным средством коммуникации и позднее еще и потому, что, в отличие от сухопутных дорог, вела к морю, а не в ближайшие административные центры власти, периодически враждебной выговским отшельникам. В XIX веке между будущим селом Даниловым и Сергиевской слободой уже появляется, по сообщению И. И. Шевелкина, «бичевник», «с тяговою лошадью и гребцами» [Шевелкин, 1866: 6]. Со слов В. Н. Майнова, по казенной надобности перевозка грузов и пассажиров местными крестьянами осуществлялась бесплатно, в иных случаях — за плату [Майнов, 1877:217]. После разрушения монастырей о том же писал П. Н. Рыбников: «десять верст надо плыть по реке Выгу в лодке, которую тянет лошадь по бичевнику; в одном месте, по милости порогов, нужно выходить на берег и идти с полверсты пешком» [Рыбников, 1867: 35]. Поддержание транспортных путей оставалось для местных обитателей источником дохода даже после окончательной государственной «выгонки» выгоречан из «обителей» в середине XIX столетия. В одном из крупнейших «особножитных скитов» Выгореции, в Шелтопороге, расположенном ниже «Данилова скита» по течению реки в направлении Выгозера, находилась «мирская изба, в которой собираются того скита жители для раскладки подушных денег, а при часовне 4 избы с сеньми, с дворами, с чуланами и сараями», то есть комплекс, идентифицируемый по «ревизской сказке» как подворье «Данилова монастыря» [Соколовская, 1999: 272]. Структура этого скитского поселения на Выгу не дает оснований предполагать прямую его подчиненность центральному даниловскому общежителъству. Помимо «общежительного», «общежелтопорожского скита», в селении находились «моленная келья» с перегородкой «на двое» учителя Ильи Ефремовича, а также дом, принадлежащий Якову Матвеевичу Кокину, бывавшему в самых разных селах Заонежья, от Шальского до Выгорецкого погоста. Этот человек вместе с Иваном Белоутовым (пионером колонизации Выгоречья вместе с Андреем Денисовичем, «болыпаком-настоятелем»), обитая в другом селении Суземка, по указанию источника, заведовал судостроением на Онежском берегу на базе арендованного в 1720-е-1730-е годы казенного Повенецкого завода. Выше отмечалась роль промысловых артелей, в частности, в организации новых поселений, таких как Сергиев скит [Юхименко, 2008: 192]. Подобным коллективам, мотивированным голодом, для промысла и торговли более чем кому-либо требовалось развитие судостроительных ремесел. Исходя из ранее изложенного, в рамках гипотезы можно допустить, что в условиях изоляции изначально сельский промысел велся артельным способом, даже и будучи позднее централизован даниловской «лаврой». Не исключено, что именно 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz