Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Авраамий, продолжая сложные переговоры, представлял в качестве бывшего игумена крупнейший в Заонежье, расположенный по соседству Палеостровский монастырь, претендующий на крестьян и земли Выгореции [Филиппов, 1862: 367, 370-371, 399, 405, 420-421, 430]. Краткий анализ социокультурных, религиозных и административных реалий ставит вопрос о политическом факторе: очевидно, даниловское сообщество («кто како об нем помыслит, общежительство сие») не было бесконфликтным. Кроме того, стороннее давление устойчиво имело не меньшее значение для развития общины, чем внутренние особенности, «черный ящик» культуры или местные природные условия. В последующее двадцатилетие обитатели Выговского Суземка (как беглые, так и рожденные тайно или явно непосредственно на Выгу) в ходе проведенной самим даниловским руководством переписи 1745 года [Соколовская, 1999: 272-274, 278] и дальнейших розысков «оставлены были крепостными», согласно поморским источникам [Гурьянова, 1989: 225-227]. Вместе с тем, формально они числились в сословии государственных крестьян, хотя на суземки Заонежья претендовали, помимо местных обителей, крупные новгородские монастыри: Хутынский и Юрьев [Сведения о раскольников..., 1862: 13]. Еще 11 октября 1725 года вышел указ «О взыскании с раскольников оброка в пользу монастыря, на землях коего они поселились» [Русское старообрядчество..., 2012: 193-194, 202]. Причиной концентрации беспримерного для Верхнего Выга количества переселенцев первой волны были религиозные гонения в стране, но, как подчеркивало выговское историописание, вторая волна уже в значительной мере была привлечена привилегиями, полученными Выгорецией от государства [Гурьянова, 1996: 236]. Отсюда следует особая острота продовольственного вопроса: у крупной общины в условиях севера не было возможности для последовательной автаркии (подтверждение чему — выговская предыстория: целая серия неудачных попыток основания «пустыней» местными охотниками и монахами-странниками) [Яковлев, 1888: 31; Юхименко, 2008: 192]. Культурная автономия особенно нуждалась в скорейшем освоении потоком мигрантов всевозможных промыслов, ни один из которых не мог вполне обеспечить устойчивый уровень жизни. Острая нужда в разделении труда и трансформации хозяйства — гипотеза, которая, на взгляд автора, объясняет создание сложных производственных комплексов на базе простых ремесел. Примером такой мануфактуры (элементы которой многофункциональны) и явилось строительство судов, как морских, так и для крупных водоемов. Принципиальное отличие подобного, даже очень крупного староверческого монастыря от обычных обителей состояло в том, что де-юре он был лишен феодального «буфера» из зависимого крестьянства, амортизирующего природные риски, де-факто Данилов, по крайней мере к концу 1730-х, уже не мог принуждать к повиновению окрестное население в условиях противостояния казенной церкви и командам «взыщиков». Власть и собственность: структура отношений в выговских суземках При решении проблемы демаркации фактических форм собственности необходимо учитывать различия между селами, скитами и общежителъствами в пределах Выгореции, а также диахронические отличия между Суземком 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz