Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
за сотрудничество с государством, то Ветка, как и Выг, испытывали до 1730-х годов гонения только со стороны государственной церкви. Несмотря на то, что в ретроспективе ни ветковская, ни выговская «выгонки» не привели к запустению обителей, сенатско-синодальная экспедиция на Выг оценивалась как «последнее разорение», по меньшей мере, частью выговлян [Филиппов, 1862: 367-430]. Следственная комиссия 1737-1744 годов по «делу Круглого» знаменовала возврат и религиозных, и политических репрессий: чиновники впервые ступили на земли «Выгорецкого Суземка» с обвинениями о «совращении в раскол» и «немолении за царя» (последнее квалифицировалось ими как «злодейственное», уголовное преступление перед государством). В ожидании этого (как когда-то с «городскими конспираторами»1, беспопоецами-федосееецами ) произошел раскол староверов-поморцев на «сельских подпольщиков», беспоповцев- филипповцев и настоявших на компромиссе беспоповцев-даниловцев. Донос бывшего выговского жителя Ивана Круглого был подан еще 2 марта 1737 года, и выговцы узнали о нем загодя. Лишь осенью 1738 года Синод назначил комиссию во главе с сенатским асессором О. Т. Квашниным-Самариным, и только 27 марта 1739-го команда солдат нагрянула в Данилов. На соборе, состоявшемся 14 октября 1737 года, радикальный лидер отец Филипп вообще не упоминал молитву за царя, — очевидно, наставники-учителя из Данилова сами не проявляли формальной лояльности до отправки экспедиции. Истинной причиной нового раскола, по версии даниловцев, стало желание «настоятельства» над всей поморской церковью со стороны самого старца Филиппа, который в то же время назвал действующего выговского большака Семена Денисовича [римским] «папою» [Юхименко, 2002: 449-450]. Как бы то ни было, именно филипповцы перехватили у выговлян- даниловцев духовный авторитет (административным ресурсом лесные отшельники никогда не располагали) во множестве скрытных скитов, разбросанных по всему Поморью и, шире, Российской империи с ближним зарубежьем. Ряд «гарей», с десятками жертв, достаточно быстро вынудил экспедиторов, занявших Данилов, отказаться от продвижения вглубь Суземка. Глава комиссии чиновников со стороны Правительствующего Сената распорядился «подводы готовить к выезду из Суземка в Шунгу». В Заонежье, однако, были вывезены и задержаны до сентября 1739 года «под караулом», для допросов и очных ставок, и заложники во главе с самим настоятелем. Тем не менее 18 января 1740 года сенатский уполномоченный завершил расследование, отбыв в Санкт-Петербург, и лишь синодальные представители продолжали дознание, находясь за пределами Суземка, вплоть до конца 1744 года. Возглавивший комиссию со стороны Святейшего Синода архимандрит 1 Для простоты понимания основные толки беспоповского староверия, конкурировавшие с согласием«даниловских» беспоповцев—«федосеевцев» и «филипповцев», со значительными допущениями можно соотнести с городским и сельским андерграундом соответственно. Тем более, что именно они в первую очередь являлись основой организованной контркультуры в вестернизированной России (хотя у тех и у других общины имелись и в столице, и в провинции). Впрочем, это вовсе не повод обманываться насчет сложности феномена, хотя бы потому, что все три группы связаны с судьбой такого значительного поселения, как Данилов на Выгу. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz