Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.001 УДК 394:004.7 (=511.1) Л. А. Кузнецова, И. А. Разумова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ СААМСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ 1 Аннотация Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с образовательной и культурно-просветительской функциями виртуальных сетевых сообществ кольских саамов. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого — количественная и качественная характеристика научного, образовательного и культурно-просветительского контента саамских сетевых ресурсов. Исследование показало, что образовательно-просветительский потенциал онлайн-сообществ, ориентированных на пользователей-саамов, значительно уступает возможностям ресурсов, создаваемых для более широкой аудитории. Культурно-образовательный контент наиболее разнообразен в сообществах, созданных по индивидуальной инициативе киберактивистов. Большинство виртуальных саамских сообществ недостаточно разработано с точки зрения технологий взаимодействия с пользователем. Выявлены факторы деструктивных процессов в онлайн- и офлайн-пространствах, которые препятствуют деятельности сообществ. Ключевые слова: интернет-сообщества, саамы, образование, просвещение. Larisa A. Kuznetsova, Irina A. Razumova EDUCATIONAL AND ENLIGHTENMENT COMPONENT OF SAMI ETHNIC ONLINE COMMUNITIES Abstract The article is devoted to pressing issues related to the educational, cultural and enlightening functions of the virtual network communities of the Kola Sami. The results of an empirical study are presented, the purpose of which is a quantitative and qualitative characteristic of the scientific, educational, cultural and educational content of the Sami network resources. The study showed that the educational potential of online communities targeting Sami users is significantly inferior to the capabilities of resources created for a wider audience. Cultural and educational content is most diverse in communities created on the individual initiative of cyber activists. Most Sami virtual communities are not well developed in terms of user interaction technologies. The factors of interacting destructive processes in online and offline spaces that impede the activities of communities are identified. Keywords: Online communities, Sami, education, enlightenment. Введение Современные исследования в области социологии и культуральной антропологии показывают, что одной из важных функций сети Интернет является поддержание культурного разнообразия и помощь в укреплении групповой, в т. ч. этнической идентичности [Ханхунова, Чойропов, 2013; 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта№ 18-05-60040 «Новые технологии и социальные институты коренного населения Российской Арктики: возможности и риски». 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz