Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
которые обыкновенно ведут торговлю компаниями» и позволило им завладеть денежными капиталами россиян, без которых поморы не могли содержать верфи и сами суда [Богославский, 1859: 21-22]. Впрочем, к этой поре (в ходе Крымской войны) все крупнейшие центры старой веры на «Русском Севере» были разогнаны и уничтожены, и отнюдь не «иностранцами», — поэтому нужно учитывать, для кого и чего артикулировались такие оценки. Отсюда представляется полезным выяснить, что же представляла собой в социокультурном отношении система староверческой кооперации, на основе уже введенных в научный оборот источников. По теме древлеправославных староверческих монастырей (основных узлов в сетях гонимого религиозного меньшинства официально-православной Российской империи) опубликовано относительно много литературы, особенно это касается Даниловской Выгорецкой обители. Как правило, культура староверия не рассматривается критически в ее отношении к производной реальности; тем более еще не вычленялись в ее истории политический или экологический факторы. В науке статистически и конструктивно исследовалась экономическая культура предпринимательства древлей веры, вероятные причины сравнительного успеха старообрядцев России в промышленности XIX столетия [Керов, 2004; Расков, 2012], но системный анализ внешних условий и внутренних ограничений конкретного промысла, составившего техническую, материальную культуру выговцев на заре промышленной истории России (перед индустриальным переворотом), не проводился. Речь пойдет о сложнейшем в тех обстоятельствах ремесле — судостроении и о том, какие условия ему способствовали. Голоса из истории: о социальных условиях промысла выговлян Крупнейший центр беспоповского староверия на реке Верхний Выг с конца XVII и до середины XIX веков представлял собой настолько значительное сообщество, что туда заглядывали и «соловецкие богомольцы», вполне нововерные, — зачастую не без последствий [Майнов, 1877: 211-212]. Однако Выгорецкий монастырь в Данилове мог бы соперничать с Соловецким предтечей (даже тогда, когда последний был в зените своей славы) и в иных отношениях. Так же, как и крупнейшая монастырская корпорация на севере России, поморская ассоциация староверческих общин в окрестностях Выгореции заправляла хозяйственной деятельностью региона, объединяя с помощью собственных морских и речных судов земли Поморья, Заонежья с Петербургом. Гипотетически, ключевую роль в этом процессе сыграли соединение промысловых усилий рыболовно -зверобойных артелей и посредничество в обмене добычи на хлеб из южных регионов: оборот XVIII века, данные о котором не сохранились. Известно, что только к собственной выговской пристани на Онего, у мыса Пигматка, в последующем столетии ежегодно привозилось до 10 тысяч кулей хлеба. Но ведь выговцы снабжали и молодой Петербург, где цены, согласно Д. Е. Раскову, раза в два были выше таковых в Поволжье [Расков, 2012: 147-162]. В новой столице имелось подворье, с которым выговляне осуществляли транспортное сообщение через Онежеко-Ладожский бассейн посредством собственного речного флота. Комплиментарные оценки староверческих 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz