Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.004 УДК 629.52 (282.247.211/151) H. А. Елизарков ВЫГОВСКИЕ СТАРОВЕРЫ, ТРАДИЦИОННОЕ СУДОХОДСТВО И СУДОСТРОЕНИЕ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО БАССЕЙНА Аннотация Автор предлагает рассмотреть на основе опубликованных нарративных источников экономико-технологический аспект истории религиозного сообщества староверов-беспоповцев в разрезе социокультурной проблематики и в контексте истории севера России. Науке известно о традиции судостроения, мореплавания, торговли и промыслов Выгорецкой беспоповской староверческой пустыни XVIII— XIX века — важного центра древлеправославного религиозного меньшинства в Российской империи. Но что значила кооперация в общине беспоповцев- поморцев староверческой Выгореции для развития народного промысла и торга на европейском севере? Ключевые слова: народное судостроение, промысловая колонизация, старообрядческое предпринимательство и кооперация. Nikita A. Elizarkov VYG OLD BELIEVERS, TRADITIONAL SHIPPING AND SHIPBUILDING OF THE WHITE SEA-ONEGA BASIN Abstract The author suggests social & cultural problems considered economic & technological aspect of surviving the Old Believer religious community within historical context of the Russian North on the base of published narrative sources. It’s known about shipbuilding, navigation, trade and manufacture tradition of the Vygoretsia priestless Old Believer cloister — a great center of the Ortodox religious minority in the XVII Ith century Russian Empire. But what meant cooperation within the Vyg river Pomorian priestless “Old Belief” community for national commerce and trade on the European North? Keywords: Folk shipbuilding, producer’s colonization, Old Believer entrepreneurship & cooperation. Исторический эскиз: староверие в контексте торгового судостроения В отрывке, посвященном «Разоренной обители» — крупнейшей в Поморье пустыни 1 староверов-беспоповцев на Топозеро, С. В. Максимов (путешественник-этнограф второй половины XIX века) зафиксировал характерное признание местного обитателя. Дело в том, что даже после разрушения в середине столетия Топозерского скита (втрое превосходящего по населению ближайший город Кемь) неофициальный лидер беспоповцев- поморцев, большак Копылов, имел огромное влияние в регионе, а не только в этом уездном центре: недаром старую веру в Поморье тогда даже прозвали «копыловской». Он сменил Наума Васильевича, назначенного московскими староверами-федосеевцами накануне разгрома городской Преображенской 1Здесь и далее курсивом автора выделены специфические для религиозной культуры древлеправославных староверов понятия русского языка, не обязательно совпадающие по значению с господствующим в России нововерным православием. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz