Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
В общем и целом, всяких разновидностей поморских карбасов было так много, что полное их описание потребует еще очень серьезного, очень глубокого исследования. Без карбаса прожить в Поморье не могла ни одна семья: ни рыбы не поймать, ни куда-то съездить. К. К. Случевский в 1885 году в этой связи заметил: «От Кеми до г. Онеги на протяжении 500 верст по берегу вообще нет ни одной сухопутной дороги» [Случевский, 1886: 21]. Кстати, добавим, что и в наше время на автомобиле проделать этот путь тоже не получится. Многие путешественники и исследователи Поморья восторгались выносливостью поморских гребцов. И удивлялись тому, что гребцами на карбасах были... женщины. Российские путешественники прибывали на берега Белого моря летом, когда все взрослые мужчины находились за морем на промыслах. Случевский написал по этому поводу: «Гребут только женщины. Они могут одолеть (за светлое время суток. — К. Л ) 120 верст за две смены» [Случевский, 1886: 31]. На женских плечах в Поморье лежало также осуществление летних почтовых перевозок. Собиратель народных песен Г. О. Дютш примерно в те же годы оставил такую путевую запись: «Тут существует “бабья почта”. Вместо обычной пары лошадей своеобразная “бабья подвода”: три женщины-гребца и пожилой кормщик. Иногда его заменяет пожилая, испытанная в этих делах женщина. В страшную жару они легко проходят 30 верст на веслах с одной остановкой на роздых» [Пименов, Эпштейн, 1969: 237-239]. Об активном участии женщин в почтовом сообщении в Поморье писал и М. М. Пришвин [Пришвин, 19566: 174]. Заодно он и сообщил, что поморский почтовый «двойник» был оборудован у кормы заборницей — подобием кузова почтовой телеги ( таратайки ), сделанной из досок и набитой сеном, на котором ему удалось в пути выспаться. Видимо, почтовые лодки Поморья предназначались для перевозки не только почты, но изредка и пассажиров. В совершенно обычных, классических «двойниках» и «тройниках», совсем не приспособленных для перевозки пассажиров, в XIX — начале XX веков поморы при случае за лето совершали по несколько (одну-три) поездок на Соловки ради заработка на добирающихся туда паломниках. Как правило, шитые железными гвоздями карбасы служили 8-12 лет, шитые вицей — на треть дольше. Впрочем, автору доводилось видеть моторные карбасы (со стационарным дизельным мотором) в текущей эксплуатации, которым исполнилось уже 30 лет и более. Отслужившие у мест промысла свой срок карбасы поморы нередко, распилив пополам и прислонив друг к другу носом и кормой, обращают во временную кухню ( поварню ) на рыбацкой тоне (рис. 3). Присутствие карбасов в традиционной жизни поморов было настолько важным, что им приписывали качества существа одушевленного, о чем говорит не только ритуал спуска на воду. Конец карбаса тоже воспринимался как ритуальная смерть. На Летнем берегу чаще всего старые, не подлежащие починке карбасы отталкивали от берега и отправляли в последний путь в море, обращаясь к судну, мужчины говорили: «Где тебя выбросит на берег, там твоя могила» [НАНПК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 18. Л. 35]. Иногда хозяйку, оставшуюся вдовой, уговаривали даже пригодный к плаванию карбас мужа отправить в море, чтобы справить обряд, полагавшийся к исполнению после смерти хозяина [НАНПК. Ф. 2. Оп. 2/2. Д. 38. Л. 6, 56]. В западном Поморье обычай был другим. Молодежь на Карельском берегу стаскивала старые, рассохшиеся карбасы на Иванов день со всего поселения на поляну, где собиралась проводить молодежный праздник 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz