Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

берегу — лишь с прибытием на Онежский полуостров спецпереселенцев из Крыма и Каспийского моря [НАНПК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 18. Л. 5, 26]. Довольно многочисленные разновидности поморских карбасов, несмотря на различия в размерах, конструктивно мало отличались друг от друга. Однако весновалъные, зверобойные и креневые карбасы имели облегченные, наиболее тонкие среди всех типов карбасов борта, более узкое днище и нос, позволявшие развивать большую скорость в воде и оказывавшие меньшее сопротивление при волочении по снегу. У них имелся упомянутый выше железный полоз или пара креней — продольных брусков в виде полозьев, набитых на равном расстоянии от киля. Карбасы для зверобойного промысла были оснащены переносными горизонтальными или короткими вертикальными воротами, деревянными крюками и железными якорями, что облегчало вытаскивание судна на льдины. В носу зверобойного карбаса обязательно было место для очага внутри засыпанного толстым слоем песка деревянного короба. Над очагом находилось приспособление из кованого железного прута для подвешивания над огнем чайника и котелка. Мизерные размеры (2,6-3 м) в Поморье имели двухместные с единственной парой весел карбасики (см. выше), которые использовали для установки сетей поблизости от морского берега. Шились они так же, как и большие карбасы, но имели одну пару уключин, одно сиденье для гребца посередине лодки и короткую доску-банку в корме для рыбака, запускавшего и проверяющего сети. Не было в такой лодке ни мачты, ни гнезд для крепления мачты. Чуть больших размеров были сельдяные карбаски Кандалакшской губы [Дуров, 2011: 163]. Они тоже были двувесельными, но нос и корма их были не острыми, а закругленными, что позволяло более сноровисто запускать и доставать из моря сельдяные сети. По этой же причине они не имели уключин с выступающим вверх деревянным пальцем. Кованый железный палец намертво закреплялся в весле, а под палец в борту рассверливалось специальное отверстие. Сверху прибивали кованую железную накладку с точно таким же отверстием. На Беломорском и Сумском берегу такие карбасики (длиной 3-3,5 м и грузоподъемностью до 490 кг) называли берецкими карбасами, то есть прибережными [Там же: 373]. В линейке традиционных парусно-гребных судов между промысловыми карбасами и крохотными карбасками на Белом море имелись еще две разновидности специализированных карбасов [НАНПК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 18. Л. 35]. Один — это сугубо транспортный безмачтовый двухвесельный карбас -селъдянка1 с коробом для рыбы, занимающим большую часть пространства лодки, за исключением носовой и кормовой банок с сидящими на них гребцами. Он использовался исключительно для доставки на берег улова из сельдяного ставного невода ( сельдяного котла). Сельдянки были одно-, двух- и трехтонниками, в зависимости от веса загружаемого в короб груза выловленной сельди. Поставить с него в море сети и ловушки можно было при большом желании, но делать это было крайне неудобно. Еще один карбас {ял, шлюпка) пяти­ шестиметровой длины поморы делали из тонких досок с широкими лавками в носу, корме и вдоль бортов специально для доставки пассажиров с пароходов и судов на берег и обратно. Их изнутри красили масляной краской, постоянно содержали в чистоте, на рыбодобыче и в транспортировке уловов не использовали. 1Не путать с карбасом -сельдянкой из Кандалакшской губы (см. выше). 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz