Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

запасное весло. За собой подобные карбасы Карельского берега тащили на промысле 2-3 стрелебных лодки. Их нижняя часть изготовлялась из покупной осины, выдолбленной сверху и дооборудованной сверху набивными бортами в одну-две доски. Килевая же часть такой лодки имела намеренно широкий деревянный полоз без обивки его железом. На таком импровизированном полозе, не заваливаясь вправо или влево, лодка легко скользила по снегу и льду. При преодолении полыньи ее легко спускали на воду и так же легко вытаскивали на лед. Рис. 2. Зверобойный карбас Летнего берега изготовленный в 1983 году. Музей поморского быта д. Яреньга (Приморский район Архангельской области). Фото автора, 2017 г. Почти все поморские карбасы в старину несли две мачты (устанавливались в носу и в средней банке) и два паруса. Передняя мачта либо продевалась в отверстие в носовой банке, либо пристегивалась кожаной петлей к вырезу в ней же. Нижним концом эта мачта упиралась в деревянное гнездо (коржок), прибитым на днище лодки у стыка матицы с форштевнем. Средняя мачта продевалась сквозь среднюю скамейку и упиралась нижним концом в «коржок» под ней. Архаические типы парусов были прямоугольной формы и подвешивались к поперечной рее. Шпринтовые паруса тоже были прямоугольными, но имели диагональную рейку, которая упиралась верхним концом в верхний свободный край паруса, а нижним концом — в петлю на мачте. Парусные шкоты при движении под парусом крепили, привязав за прибитые к бортам деревянные скобы. Парус на зверобойных карбасах служил также для укрытия от ветра и непогоды ночующих в море промысловиков. Латинский парус (тоже рейковый) с острым верхним углом, поднимавшийся с помощью деревянного блока, поморы научились использовать очень поздно. В районе нынешнего Беломорска народ ознакомился с латинским парусом в конце XIX — начале XX веков, а на Летнем 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz