Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

на летние пастбища или за обратный прогон крупного рогатого скота уже по льду замерзшего озера [Логинов, 2006: 86]. В описаниях П. А. Богославского приводятся сведения о весновалъном карбасе и карбасе-тройнике [Богославский, 1859: 49-50]. Первый из них способен был поднимать только 200 пудов, имел двулапый якорь весом в 5 пудов, а две его мачты были оснащены прямыми ипритовыми (прикрепленными одной стороной петлями к мачте) парусами. Богославский едва ли не презирает «тройник» за его небольшие размеры, относит к лодкам Карельского и Терского берегов, более того — «встречающимся преимущественно у лопарей» [Там же: 50]. Меж тем средневековый термин «тройник» всего лишь указывает на то, что карбас передвигается под тремя парами весел. Рыбопромысловый карбас Летнего берега нередко в норме имел всего две пары весел. Такие карбасы значились двойниками. Весла в рабочем состоянии удерживались в уключинах кожаной, веревочной (или «витой» из можжевельника) либо березовой ветви петлями, надетыми на деревянный палец, забитый в высверленное в расширение борта отверстие. Такой палец (кочет)1 при гребке служил упором для весла, а петля удерживала весло около «кочета» при обратном движении весла. Кочет могли сделать неподвижным, реже — вращающимся в своем гнезде. При устройстве уключин могли также просверлить сразу два гнезда и забить в гнезда по «кочету». Тогда весло помещалось между деревянными стержнями, и петля в таком устройстве уключин была уже излишней. Данное устройство уключин относительно часто встречалось на Карельском берегу и в западной части Поморского берега, а на Летнем берегу почти не применялось. Управлялся карбас, как уже упоминалось, навесным или ручным рулевым веслом с кормы. На карбасах-«двойниках», реже — «тройниках» ручной руль нередко вовсе не использовался. Это становилось возможным, когда карбас подруливался задней парой весел, которой загребали от себя, сидя на кормовой банке лицом по направлению движения. Носовой и средней парой весел (у «тройника») люди гребли, сидя спиной к направлению движения. В карбасе -семерике за каждым веслом ( гребъю ) сидело по одному гребцу, а седьмым был кормщик с рулевым веслом. Сам Богославский по Белому морю передвигался на карбасе -четверке с восемью гребцами сразу. «Семерик» и «четверка» были усовершенствованием «тройника». Сделано это было ради ускорения доставки царских депеш и дипломатической почты. Так они и сохранились до всеобщего распространения моторных карбасов. Семерик с целью рационализации управления часто имел на корме поперечный транец с закрепленным на нем стационарным рулем (. журавельником ). В этом случае гребцы задней пары весел сидели на дополнительно устроенном из поперечной доски сиденье, гребли, сидя спиной к направлению движения. Зверобойный «семерик» (рис. 2) имел некоторые особенности в своей конструкции и дополнительное оборудование. Его команда состояла из восьми человек. Борта карбаса несли на бортах по четыре парных деревянных или кожаных (иногда — веревочные) петли для продевания в них кожаных лямок (Карельский берег) или же багров либо древков гарпунов (Летний и Зимний берега) при волочении промысловиками карбаса по льду. В лодке всегда имелось 1 От работы веслами планка постепенно вытиралась до заметного углубления и приобретала некоторое сходство с выпятившей грудь птицей. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz