Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

березовые клинышки и обрезались. Обрезать их можно было и перед просмаливанием бортов. При гвоздевой технологии самую нижнюю доску бортов (набоя) вставляли в пазы в переднем форштевне, в матице, огибали по лекалам и фальшивым шпангоутам до ахтерштевня, где и закрепляли сплющенными с боков гвоздями, забиваемыми вдоль волокон. Особо ценились медные гвозди (пусть и круглые) за их более мягкое, чем у железных гвоздей, воздействие на древесину. Выше первой доски все набои сбивали обычно внахлест с небольшим наступом друг на друга, предварительно прослоив верхний край нижней доски мхом или слоем смоленой пакли. Лайновая техника сшивания бортов, когда доски сбивались друг с другом стык в стык (верхней кромкой нижнего в упор на нижнюю кромку верхнего набоя, без напуска), применялась обычно при постройке судов. При строительстве карбасов и лодок прием этот не был популярен. Сколотив сначала один, затем другой борт, карбас ставили на матицу и начинали по всей длине днища укреплять борта, вставляя внутрь и прибивая к бортам и к матице через каждые 30-50 см изогнутые шпангоуты ( кокоры, опруги). В самом носу и в конце «продольной» кормы один-два шпангоута могли быть вырезанными из развилки сосны, остальные составлялись попарно из двух половинок, сделанных из изогнутых ветвей сосны. В итоге днищу карбаса придавалась «яйцеобразная» форма, о выдающихся качествах которой уже говорилось. Вдоль верхнего борта дополнительно набивался еще один набой ( обвод или обводной брус), дающий дополнительную защиту при соприкосновении карбасов с причалами, бортами судов или с другими карабасами. Завершалась постройка карбаса обязательным оборудованием: сиденьями, носовой и кормовой банками, гнездами для установки парусов, уключинами ( когутами ). После чего мастер предлагал заказчику оплатить заказ, а также поставить ему заключительное, опять же ритуальное, угощение. В этот день спуск на воду не производился, как бы ни хотелось заказчику пустить свое суденышко быстрее в эксплуатацию. Нередко заказчик, уже расплатившись за выполненный заказ, просил мастера дополнительно обустроить его карбас. Так, для защиты днища от повреждения песком и камнями (варианты — для удобства вытаскивания на берег или передвижения по льду) справа и слева от килевого бруса набивалось по деревянному полозу. В советское время в карбасах, предназначенных для охоты на морского зверя, оснащали переднюю кокору и матицу набивным железным полозом, облегчающим скольжение по льду и снегу, железными скобами для буксировки легких лодочек или убитых на промысле морских животных. Для защиты от напирающих льдов зверобойные карбасы Карельского Поморья оборудовались крепкими набойными деревянными крюками, торчащими наружу на уровне ватерлинии на ширину до 1 м [НАКНЦ. Ф. 1. Оп. 37. Д. 787. Л. 17-18]. Карбас спускали в первый раз в море всегда носом вперед («Как лодку в первый раз спустишь, так и поплывет»), призывая «Водяного хозяина-батюшку» (на Белом море — «Морского царя»): «Принять карбас на морскую воду, не погубить, не потопить рабов Божьих...» [НАКНЦ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 1158. Л. 20]. При этом в старину в воду бросали «серебрённые» монетки (обычно 3 или 9 штук). Бросали не левой рукой через левое плечо, как это делают, чтобы откупиться от нечистой силы, бросали правой рукой и от груди («от сердца»), как это принято было в обрядах «кормления воды» или «выкупа» за вывоз животных на острова 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz