Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

или сетей около берега. Сравнить размеры этих двух карбасов позволяет фотография, сделанная автором в 2017 году в пос. Пертоминск Архангельской области (рис. 1). При этом подъезок под именем «карбаска» совершенно свободно используется на любом из внутренних озер вдоль Карельского и Поморского берегов. Во времена П. А. Богославского таких маленьких карбасов никто не шил. Их функции выполняла лодка -осиновка, у которой над долбленой колодой днища нашивались вицами или пеньковой веревкой борта из 2-4 досок [Богославский, 1859: 50-51]. Название карбас применялось также к водоходным средствам, ходившим по рекам Беломорского водного бассейна. Крупный речной карбас с каютой для лоцмана постройки холмогорских мастеров, описанный П. А. Богославским [Там же: 60-62], мог даже выходить при надобности в море. Карбасы с меньшей грузоподъемностью (и с навесом для рулевого) строились и эксплуатировались, согласно этому автору, по всему течению Северной Двины, в низовьях крупных рек восточной части бассейна Белого моря, на доступных плаванию вплоть до больших порогов низовий реках Поморского и Карельского берегов. Автору довелось зафиксировать несколько измененный термин карбаз на озере Кенозере. Там он обозначал уже нечто другое — самую большую лодку этого озера для перевозки местного зерна (в сторону города Онеги), грузоподъемностью до 1 т [НАНПК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7, Л. 11-12]. Обычные свои озерные лодки кенозеры называли деревяшками либо двуконечными лодками. От обычных кенозерских лодок «карбаз» отличался тем, что имел большие размеры, не одну, а две пары гребных весел плюс большое кормовое весло. Задняя пара гребцов гребла веслами, сидя лицом по направлению движения судна, передняя пара — сидя спиной к направлению движению судна. Рейковым парусом на единственной мачте в носу такой лодки команда пользовалась только при переезде через озеро. Обратно вверх по реке колхозная команда тащила лодку до озера за канат, шествуя по берегу, не имеющему бечевника. Для жителей же Лекшмозерья, лежащего всего в 40 км южнее (почти на границе между Архангельской и Вологодской областями), слово «карбас» является исключительно книжным, а не практическим. В Карелии же термин «карбас», если верить К. К. Случевскому, распространился до озера Выгозера у природного водораздела, отделяющего южную Карелию от средней и северной Карелии еще в последней четверти XIX века [Случевский, 1886: 25]. А вот этнограф В. Н. Майнов в 1872 году такого термина на Выгозере не зафиксировал, но описал тип килевой лодки [Майнов, 1874: LVI], Большую надежную восьмивесельную лодку озера Выгозера (10-12 м длины) описали также М. А. Круковский [Круковский, 1904: 183] и М. М. Пришвин [Пришвин, 1956а: 87]. Автор настоящей статьи только в экспедиции 2006 года записал сведения о термине карбас на Выгозере и о лодке именно этого типа (с «яйцевидным» днищем), что выталкивается на лед при замерзании вод [НАКНЦ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 717. Л. 39-40]. В экспедиции 1985 года на Выгозере автор о карбасах ничего не слышал, хотя специально проводил опросы о типах сухопутных и водных средств местного населения. Казалось бы, тип широкогрудого карбаса с яйцеобразной формой днища, благодаря которому при замерзании воды судно выдавливается на лед, должен был распространиться по всем низовьям рек, где речные пороги не препятствовали подниматься по ним до лежащих внутриматериковых поселений. Это общее правило верно, но оно имело одно исключение. Карбасы не стали основным 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz