Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
обычным явлением на Мурманской дороге, и когда я объехал в июне месяце всю линию дороги, то буквально от всех рабочих слышал жалобы о невыплате им жалованья до 2 месяцев <...>. Вот уже в течение двух лет я ежедневно осаждаюсь рабочими Мурманской дороги со всевозможными жалобами, в большинстве случаев справедливыми» [Ушаков, 1997: 591-592, 594]. Рис. 3. Земляные работы на строительстве Мурманской железной дороги [История Карелии..., 2001: 318] О непомерных выплатах, которых на волне революционных «свобод» требовали и стали добиваться построечники летом 1917 года, свидетельствует замечание автора публикации, проехавшего пассажиром «от Кеми до Мурманска». Описав сцену карточной игры в «очко» («девятку» или «железку») в вагоне поезда, он сделал заключение: «Деньгам цены не знают. Безусый мальчишка, получавший на своих харчах 17 руб. в месяц, ныне получает оклады по 300 и с разными прибавками, и того больше. Но тогда дело другое, тогда он полоскал порожние бутылки где-нибудь на Обводном канале, теперь он — «самоопределившаяся единица», часть целого, знающего, что такое организация, революция, демократический пролетариат, капиталистическая буржуазия и т. п. Я помню, на 8-м участке один чудак обклеил выигрышными трешницами стены под своей койкой». Чувствуется раздражение и дистанцированность автора от приверженцев нового порядка, по всей видимости, выходцев из мятежной российской столицы, которые демонстрировали очевидное безразличие к нормам общественного поведения: «Банки растут, ставки увеличиваются», «каждое восклицание неразрывно связано с небоскребным словом. Тут едут и барышни конторщицы, деваться некуда» [Построечник, 1917: 28 октября]. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz