Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Рис. 2. Город Кемь в начале XX века [НАРК] Архивные документы и материалы периодической печати, относящиеся ко времени сооружения и началу эксплуатации Мурманской магистрали, свидетельствуют о том, что ее строители в 1915-1917 годах не могли не заметить и не почувствовать поликультурность региона, в котором им довелось оказаться вместе с тысячами трудовых мигрантов и военнопленными солдатами австро-венгерской и германской армий. Так, автор заметок «От Кеми до Мурманска» описал село Поньгома, расположенное вблизи от построенной одноименной станции, и отметил, что его жители — карелы и поморы, очень зажиточные крестьяне, занимаются преимущественно рыболовством. По свидетельству путешественника, «в громадном количестве в Поньгомской бухте попадает селедка, хотя и не крупная, но очень приятная на вкус» благодаря ее малосольности. Он упомянул и любимое блюдо местных жителей — шаньги, выпекаемые из ржаной муки «с нарезанными вдоль сельдями» [Построечник, 1917: 28 октября]. «Построечник» пишет о том, что вблизи станции Энгозеро, находившейся в 100 верстах от Кеми, «в лесу ютится лопарская деревенька, состоящая из шести дворов», что «из Энгозера лопари, карелы и поморы ездили санным путем за покупкой товаров за границу Финляндии около 400 верст», поскольку «летом проезд во время разливов невозможен даже верхом», и что старинное село Кандалакша — «центр лопарской торговли» [Построечник, 1917: 28 октября; 1 ноября]. Самым значительным пунктом по количеству населения и по построенным сооружениям на линии железной дороги между Кандалакшей и Мурманом автор путевых заметок назвал разъезд Хибины, относившийся ко второй дистанции 8-го участка Мурманстройки и находившийся в ста верстах от Кандалакши. Он описал одноименный поселок Хибины на самом берегу богатого рыбой озера 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz