Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Публикации 1917 года в петрозаводской газете «Мурманский путь», которая с сентября издавалась в Петрозаводске главным дорожным комитетом Союза служащих и рабочих Мурманской железной дороги, отразили восприятие культурного пространства Севера строительными рабочими и служащими магистрали. В состав редколлегии газеты «Мурманский путь» входили инженеры-железнодорожники В. К. Каратыгин и Г. Э. Клодницкий, во многом определявшие «историко-культурный контекст» и перемены периода российской революции 1917 года в Петрозаводске — губернском центре Олонецкого края — и на станциях вдоль только что в ноябре 1916 года пущенной в эксплуатацию МЖД. Первые впечатления строительных рабочих и служащих магистрали от невиданного прежде края, как и атмосферу переломного времени в судьбе всей страны и в жизни северной глубинки, сумели передать газетные публикации на страницах газеты. Авторы многих из них, к сожалению, остались неизвестными. Так, в ноябре 1917 года в нескольких номерах газеты «Мурманский путь» появились заметки «Очерки Мурманского быта» [Очерки..., 1917], носившие публицистический характер. Они принадлежали железнодорожному служащему 3-го участка 3-й дистанции пути (станция Энгозеро), скрывшемуся за инициалами А. де-Л., который не понаслышке судил о нуждах и настроениях строителей дороги. В конце октября — начале ноября 1917 года газета поместила подборку публикаций, озаглавленную «От Кеми до Мурманска. (Письма туриста)». Они написаны в форме путевых очерков железнодорожника, подписавшегося псевдонимом «Построечник» и поделившегося впечатлениями от поездки по только что сооруженной линии из Кеми через станции и разъезды Поньгома, Кузема, Энгозеро, Боярская, Кереть, Чупа, Полярный круг, Ковда, Кандалакша, Хибины, Имандра, Ягельный Бор, Кола (рис. 2). Автор — недавний участник строительства — выразил уверенность, что город Мурманск «ожидает богатая будущность», ведь он «будет самым северным незамерзающим портом России для сношения со всеми странами света и в особенности с Англией». Однако очевидно, что значение нового порта «Построечник» и его коллеги оценивали не в региональном, а в общероссийском контексте: «Вряд ли Мурманск сам по себе будет представлять торгово- промышленный рынок северной России, можно полагать, что в нем лишь будут совершаться сделки, и транспортные, экспортные и импортные конторы будут распределять грузы по всей России и за границу» [Построечник, 1917: 3 ноября]. «Таким образом, — заключает автор публикации, — берега Северного Ледовитого океана соединены окончательно с центром России, дорога переходит на днях в эксплуатацию и надо полагать, что все недостройки и шероховатости пути в самом непродолжительном времени будут устранены. В настоящее время при особо благоприятных условиях путешествие из Петрограда можно совершить за пять суток. Не говоря уже о громадном стратегическом и коммерческом значении дороги, дорога эта представляет единственный сухопутный путь, соединяющий Россию со Скандинавскими государствами», и позволяет избежать «неприятного качкой морского путешествия, как это было раньше», между портами на Белом море [Построечник, 1917: 3 ноября]. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz