Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
скорее перешли к делу, как можно скорее связали главные карельские селения грунтовыми дорогами с железной дорогой. Тогда не страшно будет панфинское влияние в Беломорской Карелии, так как русская жизненная артерия на севере будет питать Карелию русскою жизнью, насаждая русскую православную культуру и укрепляя расшатанные лютерано-финским влиянием нервы карела» [Иеромонах..., 19166: 7-8]. Рис. 1. Игумен Харитон и иеромонах Исаакий (сидит справа) с послушниками Валаамского монастыря. 1920-е гг. (фото из коллекции Ново-Валаамского монастыря (Финляндия), личный архив Т. И. Шевченко) В этой заметке более чем вековой давности нашли отражение истоки современных представлений массового сознания, в котором, по наблюдениям Ю. П. Шабаева, как и в сознании российской интеллектуальной элиты, север России «нередко представляется не только единой исторической провинцией, именуемой «Русский Север», но и сугубо «русским регионом», культурное наследие которого существенно значимо для формирования русской ментальности и русской культуры». Исследователь справедливо подчеркивает, что «культурный миф о «Русском Севере», очевидно, был важен для формирования общерусской идентичности, но Север никогда не был сугубо «русским», а был и остается полиэтничным регионом, где исторически проживают карелы, саамы, вепсы, ненцы, коми», хотя «русские, безусловно, доминируют в северных субъектах РФ, являясь и этническим большинством, и культурно доминирующей группой» [Шабаев, 2011, ЭР]. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz