Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

период. Усилившееся в годы Первой мировой войны геополитическое значение Российской Карелии и Кольского Севера, обусловленное строительством Мурманской железной дороги, стало тем фактором, который потребовал формирования новых ориентиров и ценностей. Как и в предшествующий период железнодорожного строительства в России, они определялись не только особенностями культурных традиций, но и социальными, политическими, экономическими интересами государства [Vergara, 2014]. «Дверь в Европу»: Мурманская магистраль на страницах провинциальной публицистики Во время Первой мировой войны до предела обострились противоречия между российской политической элитой и национальным движением Финляндии, сохранявшей до 1917 года статус автономного Великого княжества в составе Российской империи. К старому конфликту между имперским центром и финляндским княжеством по вопросу о прерогативах верховной власти добавился и новый. Он вытекал из необходимости тотальной мобилизации, а значит, увеличения степени государственного вмешательства в местные дела, расширения роли армии и военной администрации в государственном управлении. Объявление войны закономерно повысило интерес к публикациям в периодической печати как со стороны читательской аудитории в карельско- финляндском приграничье и в православных приходах Финляндии, так и со стороны имперской власти и губернского руководства по обе стороны границы. Если публикации, появлявшиеся в автономном Великом княжестве накануне Первой мировой войны, ставили целью отыскать истоки «Золотого века» финской истории, национальной культуры и идентичности в Российской Карелии — хранилище древних традиций [Нилов, 2017: 106], то публицистическая деятельность служившего здесь православного духовенства во многом способствовала формированию у читателей стереотипизированного восприятия «коварной и неблагодарной Финляндии» и предостерегала от влияния «панфинской пропаганды» [Дубровская, 2005: 44-46]. Как отметили исследователи, Русская Православная Церковь, институт основного государственного вероисповедания, особенно в синодальный период ее истории, была интегрирована в такие сферы российской национальной государственности, как социально-политическая, внешнеполитическая и культурно­ просветительская. Вот почему «без учета церковного фактора не может быть полным, объективным и исторически адекватным» исследование «развития межэтнических, этнорелигиозных, межконфессиональных отношений во внутренних регионах России и за ее пределами», а также «в зонах российских геостратегических интересов и влияния, где национальные задачи, как правило, с неизбежностью входят в соприкосновение с интересами других держав» [Империя и церковь ...,2018 : 70-71 ]. Борьба российских властей за идентичность карелов против попыток «других» соседей присвоить и воспроизводить элементы карельской культурной традиции стала характерной чертой периода, предшествовавшего началу Первой мировой войны, и особенно военного времени. Продолжался конфликт между финскими националистическими мыслителями, которые воспринимали населенную карелами территорию, в т. ч. и Российскую Карелию, как часть общефинляндского «идеального Отечества» [Витухновская, 2006: 336], с одной стороны, 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz