Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
отличались от моделей общероссийской идентичности, которую демонстрировала провинциальная публицистика. На локальном материале Поморья прослеживается сопротивление коренного населения края процессам массовой дестабилизации социальной идентичности, усиливавшимся в годы войны и особенно во время российской революции 1917 года. Ключевые слова Мурманская железная дорога, Первая мировая война, российская революция 1917 г., рабочие, служащие, военнопленные, население Поморья, идентичность. Elena Yu. Dubrovskaya SOCIAL AND ECONOMICAL SPACE OF THE MURMANSK RAILWAY CONSTRUCTION: RAILWAY BUILDERS AND THE POPULATION OF THE ADJOIN TERRITORIES DURING THE WORLD WAR I Abstract Based on archive materials and published sources the paper shows the professional identity of various categories of construction- and office-workers of the Murmansk railway. The growing geopolitical significance of Karelia and Kola North during the World War I determined by the construction of Murmansk railway became the factor which required new reference points and values. The latter was clearly defined either by peculiarities of regional cultural traditions or by social, political and economical interests of the state. The author traces the identical models common to railway builders, which highly differed from the model of nation-wide Russian identity demonstrated by provincial publicistic writing of the region. On the local material of the White-Sea Region is shown the resistance of the local population of the land to the processes of social identity mass destabilization, which increased at the war time and especially during the Russian revolution 1917. Keywords: Murmansk railway, World War I, Russian revolution 1917, construction workers, office-workers, prisoners of war, population of the White-Sea Region, identity. Введение Накануне Первой мировой войны Север России относился к тыловым районам империи, однако в ходе войны геостратегическое значение края значительно возросло. Он стал важным звеном в системе коммуникаций, соединивших Россию через порты Европейского Севера с союзными странами Антанты. События всемирно-исторической важности, связанные с Первой мировой войной (1914-1918), сыграли особую роль для Российской Карелии и Кольского Севера, став своего рода проектом дальнейшего социального и экономического развития края на протяжении всего XX столетия [Трошина, 2014: 289-294]. По его территории в кратчайшие сроки была проложена Мурманская железная дорога, соединившая Петроград с незамерзающими гаванями Мурмана. Ввод магистрали в эксплуатацию в ноябре 1916 года оказал многостороннее воздействие и на развитие ситуации на пространстве вдоль линии железнодорожного строительства, на обстановку в карельских деревнях и поморских селах на западном побережье Белого моря [Дубровская, Кораблев, 2017: 82-117]. Достигнутое в первые месяцы войны на волне патриотических настроений общественное согласие в стране оказалось непрочным. С течением времени суровые реалии военных будней высветили глубокие противоречия между различными социальными и политическими силами российского общества. Принявшее затяжной характер крупномасштабное противоборство 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz