Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

из них. Михайлов продолжал работать столяром на станции Имандра. После восстания в феврале 1920 года он своими активными действиями поддержал захват станции красными, стал членом и заместителем председателя ревкома. Революционными силами был взорван мост у станции Белой. В итоге все вооруженные отряды рабочих со станций Имандра и Хибины отправились для борьбы с белыми силами в Кандалакшу. 24 февраля 1920 года на станции Имандра был заслушан доклад комиссара Иванова и Чумбарова-Лучинского об установлении советской власти. На станциях Имандра, Хибины и Белая установление советской власти было официально отмечено в «Сообщении Имандровского временного исполкома о восстановлении Советской власти, избрании исполкома и мероприятиях по организации отпора белогвардейцам» от 23 февраля 1920 года [Борьба за установление..., 1960: 397-398]. В документе «Из оперативной сводки о вступлении частей VI Красной армии в г. Мурманск и об освобождении станций на Мурманском направлении» от 11 марта 1920 года говорится о занятии железнодорожных станций силами красных, в том числе Имандры и Белой [Борьба за торжество..., 1967: 167-168]. Выводы Гражданская война и интервенция привели к значительному запустению Кольского полуострова: были разрушены транспортные пути, население частично мигрировало в другие районы, из-за белого (в большей степени) и красного (в меньшей степени) террора были потеряны ценные специалисты. Подобная участь постигла и Хибины, где, например, верная мысль академика В. Н. Сукачева о создании геоботанической станции не смогла реализоваться, так как в 1920-х годах «край был почти безлюден, только начал оправляться от интервенции» [Куплетский, 1935: 5]. В Хибинах и Имандре основное противостояние было между партизанскими большевистскими формированиями, включая «спящие» ячейки (те, кто вел мирную жизнь, но при случаях помогал партизанам и сам участвовал в вылазках), с одной стороны, и регулярными сухопутными войсками Великобритании и США (при эпизодической поддержке сербов и солдат других стран), а также вооруженными силами Северной области1, с другой стороны. Белым и союзникам не удалось полностью уничтожить сопротивление большевиков, поэтому партизаны успешно устраивали диверсии, однако ущерб от их действий нельзя преувеличивать. Целью атак большевиков была Мурманская железная дорога — главный транспортный узел Кольского полуострова. Большевиков в Хибинах и у Имандры поддерживали прежде всего рабочие, а также местное коренное население (саамы и кольские коми-ижемцы). Таким образом можем констатировать, что, несмотря на кажущуюся малонаселенность и труднодоступность для деятельности человека, территория Хибин и Имандры была такой же ареной Гражданской войны и интервенции, как и другие места на Кольском полуострове. 1 С августа 1918 по март 1920 года автономное государственное образование на Европейском Севере России со столицей в Архангельске. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz