Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

кое-где и сейчас находят в горах их геологоразведочные отметки: треугольники с буквами. Видимо, интервенты догадывались о неизмеримой поживе, и только упрямство большевиков не позволило им наложить руку на хибинские недра» [Толстой, 1975: 60]. Слова литератора находят частичное подтверждение в попытке одного из британских предпринимателей организовать в Мурманском крае компанию, занимающуюся в том числе и добычей минералов [Борьба..., 1960: 242-245]. Тем не менее на текущий момент каких-либо материальных следов (надписи, отметки) нахождения британцев непосредственно внутри горного массива не сохранилось или же они не были зафиксированы. Хибины и Имандра явились местом боевых действий, восстаний и диверсий. Академик А. Е. Ферсман писал о появлении (после антибольшевистского переворота и начала полномасштабной интервенции) в горах и тундрах красных партизан, поддерживаемых кольскими коми-ижемцами и саамами. Саамы «нарочно водили белые войска по самым худшим дорогам и таким образом препятствовали продвижению их отрядов через Хибины и Ловозеро» [Ферсман, 1968: 52]. В сборнике документов «Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев» приводятся воспоминания революционеров и партизан, которые противодействовали интервентам и белогвардейцам [Гражданская..., 2006]. Поспелов Иван Константинович (Ванька Каин) [Там же: 205], Казаков Тимофей Федорович — работник станции Хибины [Там же: 241], Вишневский Петр Станиславович [Там же: 248] говорят о важном стратегическом значении станций Хибины и Имандра для всех противоборствующих сторон. Именно там развернулась в 1918-1920 годах партизанская борьба красных против интервентов и белых сил, которая приняла достаточно серьезный характер. Возможно, именно действия партизан привели к изданию начальником Мурманского края Ермоловым приказа от 12 октября 1919 года «Об усилении ответственности в связи с деятельностью партизан на Мурманской железной дороге» [Борьба..., 1960: 357], который был направлен на противодействие партизанам и подрывам железной дороги. Кроме станций Княжая Губа и Охтоканда, в приказе значится станция Хибины. А станция Имандра была важным опорным пунктом во время восстания 1920 года [Гражданская..., 2006: 242], которое привело к утверждению большевиков на всем Кольском полуострове. В тот момент речь шла не только о вооруженной борьбе с британцами, американцами и французами. Упомянутый выше партизан Вишневский говорит о сербских солдатах, которые были направлены на освобождение станции Имандра от большевистских вооруженных формирований, захвативших ее в одном из столкновений [Гражданская..., 2006: 248]. Неизвестно, находились ли сербы на самой станции, но есть точная информация о сербах на берегу озера Имандра [Britain's sea..., 1927: 201]. Столяр Михайлов, подробно описывая уход интервентов с Кольского полуострова в ноябре 1919 года, говорит о подрыве моста на реке Белая, по которому проехали охраняющие интервентов войска национального ополчения [Гражданская..., 2006: 252]. В ответ на это генерал-губернатор направил войска на станцию Хибины, однако никаких большевистских групп там не было. Белогвардейцы арестовали нескольких рабочих за диверсию, расстреляв одного 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz