Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

нибудь подробное описание места остановки поезда. Это могла быть станция Имандра, но нельзя исключать некоторую вероятность того, что речь шла о станции, находившейся ближе к Кандалакше. А 30 июня на станции Имандра были разоружена группа охранников этого участка Мурманской железной дороги [Тарасов, 1958: 82]. В книге Райта присутствует также информация о боевом порядке союзнического контингента на 15 декабря 1918 года. На станции Имандра в тот момент находилась одна Йоркширская рота и одна секция1 британской пехоты [Wright, 2007: 527]. Аналогичная информация приводится и в советских источниках [Из истории..., 1960: 77]. В армейском британском журнале приводится другой интересный случай, описанный участником событий: «В 100 милях вниз по железной дороге была попытка задержать поезд на станции Имандра под тем предлогом, что железнодорожная линия была очищена для поездов, двигающихся на север. Несмотря на этот угрожающий намек, командование дивизии решило подражать ирландскому водителю и считать эти 70 миль между станцией Имандра и станцией Кандалакша улицей с односторонним движением» [Abbot, 1964: 236]. Интервенты также заявили об изъятии у местного населения множества пулеметов и нескольких сотен винтовок во время рейдов на железнодорожные казармы в Имандре и Кандалакше [Там же: 239]. В справочнике под редакцией выдающегося исследователя Хибин А. Е. Ферсмана «Путеводитель по Хибинским тундрам» тоже содержится информация, связанная с Хибинами периода Гражданской войны и интервенции. В главе «Картография Хибинского района» географ Г. Д. Рихтер указывает на создание британцами во время интервенции специальных карт, описывающих Кольский полуостров, Хибинские и Ловозерские тундры. В этих картах были использованы фотографии финской экспедиции и фотографии лесов в Хибинах. Рихтер обратил внимание на недостаточную проработку их данных в области тундр [Рихтер, 1931: 49]. Сами же карты были очень редки, они переизданы в 1920 году штабом Беломорского округа. Присутствуют Хибины и Имандра в сборнике воспоминаний «Интервенция на Советском Севере 1918-1920». Один из авторов, В. Колосов, повествует о побеге из мурманской тюрьмы, контролируемой белогвардейцами и интервентами. Описывая обстоятельства побега на юг, автор называет станцию Хибины, а также станцию и озеро Имандра [Колосов, 1939: 99]. В сборнике «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане» опубликован документ, который содержит просьбу белогвардейского штаба к английскому интендантству выдавать информаторам белогвардейской службы военно-политического наблюдения за Мурманской железной дорогой солдатский паек через русских комендантов станций. Среди станций указана Имандра [Борьба..., 1960: 316]. Известный русский и советский писатель Алексей Николаевич Толстой во время своего пребывания на Кольском полуострове, посещая Хибины, писал о горном массиве: «Англичане во время интервенции побывали в этих тундрах, — 1 Секция — аналог такого традиционного тактического подразделения в советской/ российской армии, как отделение, существовавшее в Первую мировую войну в пехоте британской армии. В секции находилось от 6 до 12 человек. 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz