Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
массива Кольского полуострова, известного как Хибинские горы, которые поднимаются на востоке на 3600 футов вверх. Западные же горы ниже восточных на 1000-1500 футов <...>. Линия проходит у подножия этих гор, пересекая множество рек, которые поднимаются на ледники выше. Нижние гребни горы покрыты сосновыми деревьями, но выше они совершенно голые» [Там же: 39-40]. Станция Имандра характеризуется следующим образом: «... имеет четыре рельсовых пути и двойное водное оборудование. Водная станция находится к югу от депо. Есть казармы для сотрудников и деревянный круглый дом, с тремя специализированными стойлами, вмещающими шесть локомотивов. Там нет города и есть только одно здание вокзала. Местность заполнена песком с небольшим количеством гальки, а болот меньше, чем на юге. Железнодорожная линия продолжается у берега озера Имандра, прорезая хребты Хибинских гор. Горы описаны как “висячие” над озером, но с промежуточным пространством от 1 до 2 миль. Железная дорога пересекает их по широкому проходу на высоте 809 футов. Земля в основном песок с основанием из твердой породы. С левой стороны прекрасные еловые леса, а справа открытая местность. На версте 144 — деревянный мост на насыпи. Верста 156 — лесопилка, один разъезд на восток и один слева» [Там же]. В конце книги приводятся фотографии Хибинских гор под номерами 5 и 6, взятые из материалов финской экспедиции в Хибины Вильгельма Рамзая и других путешественников-геологов. Так, описывается местность у Хибин в географическом издании, использованном американской антибольшевистской экспедицией «Полярный Медведь» [Polar Bear..., ЭР]. Представляет интерес также американская карта времен Первой мировой войны [Abbot, 1919: 169], составленная (1918 год), чтобы показать территорию Русского Севера и ее железнодорожные пути, используемые интервентами. На этой карте указаны Имандра и Мурманская железная дорога. Одним из источников информации о пребывании американских военных на Севере России, в том числе и в Хибинах, является сборник фотографий капеллана Железнодорожного транспортного корпуса Джо Эдварда Уилсона. Часть фотографий вошла в его альбом-книгу о событиях, происходивших в то время. Транспортный корпус являлся подразделением армии США, он был направлен в Россию в апреле 1919 года и находился там до июля того же года для контроля за Мурманской железной дорогой. Сам Джо Уилсон был добровольцем при походе в Россию, участником битвы за станцию Масельгскую в Карелии и ряда других сражений с большевиками [Wilson, 1921: 18]. Его сборник под названием «Изображения Северной России» основан на фотографиях Джо Вильяма Грайера, Фрэнка Дж. МакГрафа и Фреда Е. Минарда, а также на своих собственных. Фотографии он раздал сослуживцам или же продал новостным агентствам. Часть данного архива была дополнена уже родственниками этих людей. Всего в альбоме Уилсона в совокупности 370 фотографий, относящихся к северной интервенции [North Russia..., 1919, ЭР]. Большинство главных фотографий Хибин и мест около Хибин доступны именно в альбоме МакГрафа. Распространены, собраны или описаны они самим Уилсоном, а сделаны, как правило, другими людьми. МакГраф являлся рядовым 167-й роты американского Транспортного корпуса [The Arctic antics..., 1919, ЭР]1. 1 Эта информация указана в альбоме-книге Д. Э. Уилсона на странице без номера в отдельном списке солдат и офицеров на английском языке под названием “167th Company”. 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz