Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

При этом дифференцированно решаются вопросы: об одиночном посетителе, посетителях в малой или большой группе; посетителе организованном (ведомом экскурсоводом) или самостоятельном и не сопровождаемом экскурсоводом; об экскурсии по отдельной экспозиции или по всему экспозиционному пространству музея; о характере сопровождения — при помощи экскурсовода или технических и иных информационных средств. От принципиального подхода и решения вопросов «доступности» зависит характер экскурсионного обеспечения, его информационная и эмоциональная направленность. Ориентация на приток посетителей ставит музей в зависимость от посетителя, его вкусов, информационных и эстетических потребностей, интересов и ожиданий, потребительского спроса и уровня напряжения, активности этого спроса. В данном отношении музей должен определиться со своей ролью: является он участником процесса формирования культуры или же структурной единицей системы потребления и сферы обслуживания? Существует проблема фондовой обеспеченности музея. Степень полноты, уровень репрезентативности фондов определяют собирательскую, исследовательскую, экспозиционную, просветительскую работу. В рамках временных выставок проблемы репрезентативности фондов решаются путем межмузейных обменов экспонатами, для постоянных экспозиций фондовая репрезентативность выступает императивом. Что касается собственно этнографических музеев, критике подвергается этнография за несостоятельность ее категориальной концепции, восходящей к устаревшему знанию XIX века. Сомнения вызывают процедуры, методы, мировоззренческая база, морально-этическая составляющая этнографического знания, которое организовано так, чтобы обеспечить этнографии инструментальную функцию унификации культурных и социальных процессов, реализации и воспроизводства иерархии лидерства в реально унаследованных конфигурациях межкультурного, межэтнического взаимодействия. Процессы глобализации на сегодняшний день не нуждаются в этнографии. Эффективнее действуют финансовые и товарные потоки, СМИ. Этнография перемещается в область экзотики, досуга, виртуализации культурного и психологического пространства, а сама деятельность этнографических музеев акцентируется на потребностях современного общества [Арсеньев, 2007: 17]. Причина кризиса этнографических музеев в том, что музейные коллекции обесцениваются, так как не получают должного развития в отношении приема посетителей, новых требований к формам подхода к коллекциям, способам их представления, использования содержимого музея и осуществления его деятельности. Подобное развитие затронуло учреждения, которые не могут существовать без предоставления дополнительных услуг, отвечающих требованиям туризма, а также запросам широких слоев населения, желающих извлекать выгоду из культурно-просветительской деятельности [Вьят, 2007: 26]. Проблема этнографических музеев заключается и в том, что, будучи научными центрами, они ставят задачей своей выставочной деятельности визуализацию и демонстрацию результатов научных исследований, предпочитая выражать количество и богатство коллекционного материала. Успех выставки зависит не только от ценности и числа, представленных на ней коллекций, но и от умений работников музея представлять определенную тему на экспозиции, результаты современных исследований и дискуссий по ней [Купина, 2007: 62]. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz