Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
Трансформации традиционной культуры ставят перед музеями дискуссионный вопрос о современных подходах к комплектованию фондов: музей должен реконструировать «застывшую» в определенный промежуток времени этническую культуру или отражать современные этнические процессы? Определены несколько основных проблем в комплектовании этнографических коллекций: во-первых, не существует методических пособий по отбору экспонатов для комплектования фондов; во-вторых, актуальна проблема сохранения использованного при изготовлении памятника материала; в-третьих, бюрократические издержки часто тормозят путь попадания вещи в фонд; наконец, важным обстоятельством является недостаточное финансирование, выделяемое на пополнение собрания музея [Баранова, 2019: 250]. Проблемы, связанные с идентичностью человека в глобализирующемся мире, продолжают вызывать неослабевающий интерес. Уделяется внимание изучению образовательного потенциала музеев в аспекте этнической культуры, поскольку именно музей формирует и сохраняет этническую идентификацию общества. Деятельность музея направлена на решение двух задач. Во-первых, это трансляция знаний об определенном народе, его ценностях, нормах, традициях и т. д. (когнитивный уровень). Подчеркнем, что сотрудники музеев являются активными участниками этнографических (антропологических) исследований, квалифицированно выполняя эмпирическую и теоретическую работу. В период своего становления этнографические музеи возглавлялись ведущими учеными, которые стремились пополнить коллекции и систематизировать имеющийся материал в фондах, а также построить фундаментальную концептуальную базу этнической культуры для ее изучения. Во-вторых, задача музея — формирование оценочного и эмоционального отношения к самой идентичности и толерантности, уважительного отношения к собственной и чужой этнической культуре (ценностно-аффективный уровень). Вторая задача относится к результатам научной деятельности музея, а главным методом ее реализации служит построение диалога с посетителем. Музейная коммуникация не может быть односторонней: для того чтобы создать у посетителя эмоциональное и ценностное отношение к предмету или явлению, важно выстроить прямое общение посредством культурно-образовательных форм. В условиях глобализации и появления новой парадигмы образования невозможно недооценивать образовательный потенциал традиционных институтов, в частности, музея как уникального феномена, который отвечает за сохранение наследия (естественнонаучного, культурного) и за трансляцию его обществу. Опираясь на восприятие музейного предмета, музей создает собственную область образовательной коммуникации, способную охватить обширную аудиторию. Актуальны вопросы о необходимости введения новых форм культурно- образовательной работы, о музейной коммуникации и выстраивании диалога с посетителем. Одной из проблем является сохранение традиционных культур (включая этнические), в частности, становление и сохранение этнической идентичности [Рудецкий, 2011: 124]. При построении экспозиции музей стремится к «понятности», «доступности» — от отдельного предмета, тематического блока до всей совокупности предметов и материалов — для любого «среднего посетителя». 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz