Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
Виртуальность как одна из составляющих современной музейной практики провоцирует кризисные явления, инициируя конфликт универсальности и уникальности. Данное явление носит двойственный и разнонаправленный характер, поскольку не только способствует изменениям профессиональных воззрений на музей, но и затрагивает сферу жизни личности. Это создает ролевой конфликт между декларируемыми музеем ценностями и индивидуальными возможностями их восприятия и применения человеком, что приводит к деформации музейной идеи в общественном сознании. Роли, предлагаемые (иногда и навязываемые) музеем посетителю, в силу развития и мировоззрения личности, не всегда соответствуют ее потребностям и запасу знаний. В результате в отношении музея формируется неустойчивая модель поведения человека, не всегда положительная, нередко дисгармоничная, иногда проявляющаяся в девиантном поведении и вандализме [Будко, 2009: 33]. Музейный предмет имеет несколько функций — информационную, коммуникативную и аксиологическую. Он становится своеобразным символом целой эпохи: чем уникальнее вещь в силу единичности и специфики, тем большую смысловую аккумулирующую нагрузку он несет, формируя в сознании человека разного рода представления, в том числе об эпохе. Таким образом, сегодня музей перестает выступать и осмысливаться только в роли ретранслятора истории, он предстает ее «конструктором», то есть одним из преобразующих, активных стратегических ресурсов и культурных факторов глобального культурного пространства. Главной задачей музея является сохранение культурной традиции как фундаментальной категории и феномена культуры. Но традиция, несмотря на свою преимущественную локальность и ограниченность в рамках определенной социальной и национальной группы, не замкнута и рано или поздно претерпевает влияние извне, трансформируется (либо сохраняет свое «ядро», «самость» и взаимообогащается, либо трансформируется в транскультуру). Поэтому важно с применением в деятельности музея современных инноваций не утратить традиционные формы и принципы работы. Разработка сайтов музея и создание виртуальных экспозиций, экскурсий способствуют росту продуктивности и популяризации культурно-исторического наследия. Коммуникация межличностная не менее важна в музейном пространстве. Она реализуется в нескольких планах: от корпоративной коммуникации (форматы: сотрудник — сотрудник, музей — музей и др.) до музейной (музейный предмет — сотрудник — посетитель), воздействующей на посетителя через многообразие форм деятельности. Многообразие музейных услуг (экскурсий костюмированных, театрализованных, интерактивных, лекций-концертов, тематических литературно-музыкальных вечеров, перформансов, интерактивных выставок и массовых праздников-шоу, музейных занятий и т. д.) отражает интегративный признак (синтез многообразия) и унификацию (некоторые формы работы стали «типичными» для всех музеев) [Гаврилова, 2014: 42-43]. Этнографические музеи сохраняют и отражают культуру определенного этнического происхождения или разных народов (уклад жизни, одежда, занятия, оборудование, жилье и мн. др.). Особенность этнографических музеев состоит в том, что именно они демонстрируют посетителям индивидуальные черты, соответствующие этнической группе. В то же время этнографические музеи не только представляют своеобразную культуру, но и определяют направление научного исследования [Орифжонова, 2019: 6]. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz