Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Интернет стал инструментом для расширения границ представлений о музее, он способствует популяризации музейных коллекций. Виртуальные выставки и виртуальные музейные проекты — одна из форм существования музея в XXI веке. К «виртуальной выставке» относят демонстрацию виртуальных образов, специально созданных для музейной выставки, с помощью средств веб-технологий. Данный информационный ресурс предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, позволяет при формировании выставки расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.). Поиск дефиниции «виртуальной выставки» привел к тому, что музейным сообществом были выделены многие ее «положительные» и «отрицательные» черты. К достоинствам виртуальных музейных выставок относят современность (она ассоциируется с применением новых технологий), доступность (во времени, пространстве, по количеству обращений), индивидуализацию восприятия через экран цифрового устройства, автономность от реальных условий функционирования музея, мобильность, доступность перемещения, экономичность — как при создании, так и при демонстрации экспозиции, возможность представления музейных предметов, недоступных для экспонирования в традиционных условиях, вариативность, относительную легкость внесения изменений и создания различных «уровней глубины» подачи материала, популяризацию музея и его коллекций вне стен музея, возможность простого и быстрого социологического анализа аудитории и спектра потенциальных посетителей. В качестве недостатков, присущих виртуальным выставкам, выделяют отсутствие прямого общения с артефактами и межличностного общения, неспособность виртуального образа сформировать эмоционально-чувственные впечатления. Восприятие музейной выставки осуществляется опосредованно, через призму веб-технологий [Волькович, Чигарева, 2015: 251]. Виртуальность, современные технологии и технические новшества не только выступают в качестве инструментов в формировании музейных композиций и коллекций, но и способствуют новым подходам в осуществлении просветительной, образовательной, педагогической деятельности музея. Менеджмент и маркетинг становятся важными элементами «продвинутых» музеев, хотя они относятся к некоммерческим учреждениям. Современный музей рискует превратиться в одноразовый продукт потребления. Ввиду отсутствия общей базовой концепции музея, в пространстве культуры он начинает стремиться к замкнутости и самодостаточности. В эпоху глобализации расширяются функции музея по продвижению региональных ценностей, по выявлению, сбору, хранению, научному изучению и публикации музейных предметов и коллекций. Музей способствует экономическому и социальному развитию, укрепляет культурные идентичности, поддерживает социальную сплоченность. Он осуществляет музейную педагогику и представляет образовательный ресурс, генерирующий и распространяющий знания. Музей воздействует на экономическое и социальное развитие общества, служит медиатором в сфере межкультурного взаимодействия. Из многообразия функций следует важность изменений в подготовке и переподготовке музейных специалистов[Будко, 2015: 13-14]. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz