Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
музея и возможное влияние свидетелей прошлого (ветеранских организаций, союзов жертв и т. п.) и международных сетей сотрудничества [Махотина, 2018: 75-76]. Образ музея, существующий в общественном сознании, определяется не только суммой сохранившихся сведений о нем, но и значением, которое ему придается. Этот образ формируется современниками. В какой-то степени их мнение объективно, всесторонне и способно удовлетворить потомков, рассматривающих прошлое сквозь призму собственного исторического опыта. Однако современники, очевидцы событий, не способны дать полноценную и тотальную характеристику музею в целом, ибо пристрастны к одним сторонам его жизни, не внимательны к другим. Они связаны с реалиями действительности и объективно оценивать их не могут. Способы сохранения информации о музее, изучение и повествование о нем менялось в процессе общественного развития. В последние десятилетия к области изучения музейного дела стали применяться новые подходы, представления, интерпретации. В этом отношении обладает определенной перспективностью идея «многослойности» исторического прошлого. Применительно к музееведческому исследованию такой подход позволяет констатировать, что знание вообще все более усложняется и задача музеолога на сегодняшний день — отразить и зафиксировать различными средствами сложности познания музея, не упрощая его [Степанова, 2015: 70]. Изменения во взаимоотношениях общества с его коллективной памятью отражаются в проблематике этнографических музеев. Исследователями признано, что объективно и субъективно традиционная культура трансформировалась, перевоплощалась или в признак ушедшего прошлого, или в характеристику экзотики, существующей вне большого города, где находится этнографический музей. Большинство не ощущает личной связи с культурой, представленной в этнографических экспонатах. Музеи вовлечены в процесс социализации учащейся молодежи, приобщая их к ценностям региональной (отечественной, мировой) культуры, при этом любая, в том числе локальная, культура вне антропологической модели ее интерпретации представляется набором неясных символов. Основная масса населения обладает представлениями об этнических аспектах культуры, которые получены из этнографических пособий, в каком бы виде они ни существовали (энциклопедии, учебники, художественная литература, телепрограммы, специализированные электронные ресурсы). Музейная публика отличается высоким образовательным цензом, но невысоким этнографическим образованием. На рынке информации присутствует огромное количество трактовок культурных явлений, которые не проходят научной экспертизы. Порождается недоверие к официальным источникам информации [Дмитриев, 2007: 39-40]. Состояние и динамика информационной среды — один из важнейших факторов функционирования музеев. Тенденции развития и «кризис» музеев Основные тенденции развития музеев определяются их институциональной спецификой. Музей является важной составляющей культурной и духовной жизни местного, национального и международного сообщества. Он содействует социальному и экономическому развитию общества, играет значимую роль 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz