Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

4. По типу собираемых музеем памятников: коллекционные (сбор и хранение памятников) и ансамблевые (документирование природной и культурно-исторической среды) [Сапанжа, 2012: 4-5]. 5. По способу организации: самостоятельные юридические лица, структурные подразделения юридических лиц, частные коллекции. 6. По специфике места, объектов недвижимости и помещений в них: музей под открытым небом, мемориальный музей, музей-ансамбль и др. 7. По способу управления, финансирования и организации деятельности: государственные музеи, независимо от ведомственной принадлежности и музеи на общественных началах; бюджетные музеи и общественные музеи [Рыбак, 2019: 4]. В современных исследованиях, посвященных изучению музеев, акцент делается на осмыслении социокультурных процессов, в которые вовлечен данный институт общества, исторической и культурной природы музея, его социальных функций и форм их реализации в различных общественно-экономических условиях, то есть наблюдается сбалансированное освещение всех составляющих музейного организма на институциональном уровне. Социально-культурные аспекты В последние годы исследовательский интерес к музеям во многом определялся проблематикой памяти, поскольку музей выступает одним из ключевых средств формирования, хранения и потребления коллективного фонда воспоминаний. Характерные особенности и способы организации, проблемы деятельности музеев, их связи с другими институтами, музейные технологии, состав и свойства персонала и аудитории, способы взаимодействия между ними и т. д. представляют систему показателей для определения состояния и динамики коммеморативной культуры данного общества (сообщества любого уровня). В социально-культурном отношении музей анализируется на различных уровнях: коммуникативном, материальном, пространственном, дискурсивном, на уровне авторов, на уровне репрезентации. В последнем варианте уделяется внимание структуре и порядку пространства, его эмоциональному содержанию, определению границ обхода экспозиции. Музейные объекты становятся значимым элементом анализа музеалиации. Так, основным тезисом теоретических работ о музее является осознание аутентичности объекта и его воздействие на посетителя. Объекты выступают фрагментами прошлого, которые сохранились в коллекциях. Только посредством инсценировки и контекстуализации в музейном пространстве они приобретают специфические свойства, отражая символы и связь с прошлым. Музей реализует политический дискурс о прошлом, поскольку является местом интерпретации прошлого для определенных политических целей. Выставка может рассматриваться как дискурс, созданный в определенном пространстве, в определенное время для конкретных политических целей. При этом к анализу музейных выставок применим и инструмент исторического анализа дискурса. Так, при анализе выставок определяются пробелы, фигуры умолчания, телеология рассказа, наличие противоречивых или сбалансированных высказываний, то есть насколько нарратив моно- или многонационален. На уровне авторов выставки рассматриваются как личные индивидуальные образы прошлого (например, полученные посредством интервью) сотрудников 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz