Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Институционально-типологический аспект Музей как социальный институт предназначен для удовлетворения потребностей общества, он занимается культурным просвещением и способствует трансляции ценностей, вкусов, новых знаний. Одной из главных задач музея является информационный и ценностный обмен между различными социальными группами [Комлев, 2012: 1]. Под музеями также понимают научно-исследовательские и культурно-образовательные учреждения, предназначенные для сохранения, актуализации и трансляции наиболее ценной части культурного и природного наследия. Музеи изучают экспонаты, обеспечивают информационную базу для проведения научных исследований. Формирование музейного фонда находится в тесной связи с осуществлением экспедиционных выездов, полевых исследований, со сбором материалов. Музеи реализуют экспозиционно-выставочную деятельность, проводят и принимают участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, а также в научных исследованиях с учеными, научными центрами и т. д., организуют благотворительные мероприятия. Музеи создают условия для эстетического и патриотического воспитания, осуществляют процесс передачи культурных норм, традиций, опыта поколений, новых знаний обществу, современные музеи вовлечены в образовательные и культурные проекты, взаимодействуют с учебными заведениями, турфирмами и другими учреждениями [Поддубская, 2018: 216]. Существует несколько классификаций музеев: 1. По профилю, то есть связи с конкретной областью знаний, которая является для музея ведущей. Этнографические музеи относятся к историческим, которые представлены также общеисторическими музеями, военно-историческими, археологическими, истории религии, историческими персональными, историче­ скими монографическими (событийными), истории отдельных предприятий. Выделяются также художественные музеи (изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства, народного художественного творчества, дворцово-декоративного и паркового искусства и т. д.), искусствоведческие (театрального, музыкального искусства, фото- и киноискусства и др.), литературные (широкого профиля, истории книги, персональные и т. д.), архитектурные, технические (политехнические, по отраслям техники, персональные), естественнонаучные (географические, биологические, минералогические, медицинские и т. д.), отраслевые (сельскохозяйственные, педагогические, здравоохранения и пр.). Отдельную категорию составляют комплексные музеи: краеведческие, архитектуры и истории, архитектуры и этнографии, историко­ художественные, литературы и искусства, медицины и здравоохранения. Вне профильных групп исследователи выделяют краеведческие и мемориальные музеи, так как последние не связаны с определенной областью знаний, наукой, отраслью: музеи одного класса предметов, музеи-заповедники, сочетающие природный, исторический, монографический и другие компоненты. 2. По признаку принадлежности к тем или иным категориям собственников: государственные, ведомственные, муниципальные, частные, корпоративные, общественные, муниципальные и церковно-археологические. 3. По масштабу деятельности: музеи общегосударственного значения, республиканские, краевые, областные и местные музеи. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz