Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

Музей и процессы идентификации Формирование музейной сети началось в конце XVIII — начале XIX веков, в период промышленного капитализма западноевропейского общества, который повлек за собой трансформацию системы экономических отношений и создание национальных государств. Одной из ключевых предпосылок появления музеев стала потребность государств в укреплении национальной идентичности. В настоящее время идентичности прошлого считаются нерелевантными, возникают новые стратегии самоидентификации. Значимые для дискурса концепты, такие как раса, этнос, нация, государство, которые рассматривались как объективные феномены и изучались соответствующими научными дисциплинами, сегодня относятся к результату идеологического конструирования. Подвергаются критическому пересмотру представление об «объективном» научном видении, эволюционизм, статус исторического знания и другие способы легитимации дискурса национального. Музеи конструировали границы между «своими» и «чужими», при этом артефакты других культур могли «присваиваться». Обладание артефактами «чужой» культуры считалось значимым для колониальных государств, поскольку этнографические предметы подтверждали власть метрополии, распространяющейся за пределы ее формальных границ, а также давали возможность для изучения и сопоставления культур разных народов. В рамках конструирования идентичности главной задачей стало обозначение границ между «своими» и «чужими», а также определение роли конкретной нации в мировом историческом процессе. Основную роль, в том числе и в формировании музейных коллекций, начали играть такие научные дисциплины, как история, антропология, этнография, археология, история искусства. В современном мире трансформируются представления об идентичности: на смену сообществам прошлого приходят новые социальные образования, возникают новые средства репрезентации идеологии. В соответствии с этим актуально изучение смыслов и их отражения в музейных предметах. Просветительский дискурс XIX — начала XX веков основывался на том, что музейный предмет — это наиболее эффективное средство наглядного представления идеи. Сбор случайных вещей, редкостей в музеях трансформировался в рационально организованную систему, наглядно репрезентирующую исторический процесс. Посредством этнографических предметов этнические сообщества и расы могут быть представлены в музее как поддающиеся классификации, описанию, имеющие четкие границы, при этом можно проследить их развитие, взаимосвязь и иерархию. В отечественном музееведении вопрос о роли музейного предмета в репрезентации национальной идентичности стал актуальным в конце 1980-х годов, на этапе, предшествовавшем распаду СССР, и в начале процесса формирования новой, постсоветской идентичности. В отечественной этнографии исследовалась проблема «национального самосознания», а в музееведении — то, какие смыслы могут быть отражены посредством этнографического предмета. Исследователями задавались вопросами, насколько совместим научный дискурс этнографии с автостереотипами носителей этнической культуры и возможно ли с помощью музейного предмета отразить изменения, происходящие в национальном самосознании в условиях, когда традиционные предметы быта, национальная одежда, типы жилища исчезают из обихода, заменяясь стандартизированной продукцией [Беззубова, 2011: 22-23]. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz