Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

отличает их от видеохостинговых сайтов («Кольское Саамское радио»), блогов («Саамские сказки и легенды»; «Самь Ёммьне»), форумов и тематических сайтов («Форум саами»), контент-проектов («Саамская библиотека»). Не менее насыщенными информацией, легко находимыми по запросу в поисковой системе и имеющими доступный для понимания интерфейс являются новостные сайты, хотя к таковым в перечне найденных киберсообществ относится только один — "Kola Sapmi” . Исходя из наблюдений за содержанием постов в найденных сетевых сообществах поддержание реальной деятельности киберсообществ в офлайн- пространстве в последние несколько лет весьма проблематично. Причины видятся в многочисленных социально-экономических препятствиях, а также в бюрократизме соответствующих организаций, который отмечается в некоторых сообществах в качестве главной преграды для решения социокультурных, образовательных и культурно-просветительских задач. Значительная часть планов создателей, модераторов, участников онлайн-сообществ остается нереализованной. Характер освещения событий, связанных с культурно­ образовательной жизнью, свидетельствует о сложностях руководства организациями, которые занимаются финансовой, правовой и социальной поддержкой инициаторов популяризации саамской культуры внутри и вне саамского этнического общества в России. Препятствия финансового, юридического и бюрократического характера находят отражение в публикациях киберсообществ: • "Kola Sapmi” : «Ложь ГОБУ ЦНС о мерах поддержки КМНС» (04.03.2020); «Покатушки в гости за бюджетные средства» (03.04.2020); «Лопари, уматывайте отсюда, надоели со своими оленями!» (29.04.2019); «Жители села Краснощелье возмущены решением сдачи пастбищ для охоты» (29.01.2019); «Открытое обращение к Андрею Чибис» (10.08.2019) — о судах саами с правительством Мурманской области, штрафах оленеводов за нахождение в тундре с ружьем, штрафах и запретах в рыболовстве и других ограничениях в реализации традиционной хозяйственной деятельности [Kola Sapmi, ЭР]; • «Саамский парламент»: «Мартынова А. И. и саами. Или права саами» (31.10.2015) — негативный отзыв о семинаре по правам человека в селе Ловозеро и о неуважении специалиста КВООиДМ А. И. Мартыновой к мнению представителей саамов [Саамский парламент, ЭР] и др. Острыми являются проблемы взаимодействия саамских организаций. В частности, они были отмечены пользователем в публикации от 26 ноября 2018 г. в блоге LiveJournal: «Под маской саамского патриотизма» — о саботаже подготовки заседания, некорректности переговоров на IV Съезде саамов из-за разногласий между руководителями саамских организаций и о сепаратистских настроениях в организациях [Макаров, ЭР]. Активно обсуждается проблема профанации саамской символики и культивирования поддельных и не соблюдающих этнографическую достоверность (либо используемых без предварительной проверки и добровольного, информированного согласия народа саами) культурных объектов. На это указывают, в частности, сообщения о номинировании на антипремию комплекса «Этническая деревня» (на базе отдыха «Огни Имандры») на официальном сайте общественной организации «Фонд саамского наследия и развития» и сотрудника Центра кластерного развития в саамском костюме с неправильным расположением цветов на выставке «Интурмаркет» на портале "Kola Sapmi” (рис. 1,2). 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz