Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
кадровое обновление и омоложение состава профессоров во всех русских университетах. С этого времени доля иностранцев в университетах начнет сокращаться. В 1812 году в Педагогическом институте (далее — ПИ) было 16 профессоров. (Термин «профессора» традиционно для первой половины XIX века включает в себя весь преподавательский состав, исключая магистров: это ординарные и экстраординарные профессора, адъюнкт-профессора, учителя искусств и современных иностранных языков). Из 16 членов ученого сословия 7 были иностранцами. Из них немцами на русской службе были: ординарный профессор химии А. И. Шерер (1771/1772-1824), ординарный профессор статистики К. Ф. Герман (1767-1838), ординарный профессор латинского языка Ф. Б. Грефе (1780-1851). Немцами являлись также преподаватель немецкого языка магистр Карл Шумахер и лаборатор Христиан Готлиб Шрадер [РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 130]. Если воспользоваться интернет-ресурсом СПбГУ «Биографический словарь профессоров» и задать хронологический диапазон 1804-1834 гг., то мы получим цифру 75 профессоров, преподававших в университете в заданный период, из них 29 — иностранцы. Однако при столь большом временном диапазоне разумеется, что многие профессора не только не преподавали в университете одновременно, но могли вовсе не знать о существовании друг друга. Так, никогда не пересекались, М. С. Куторга, вступивший в должность адъюнкта всеобщей истории в 1834 году, и немец Э. Б. Раупах, навсегда закончивший преподавание истории и покинувший Российскую империю в 1822 году. Следует принять во внимание и то, что ресурс находится в стадии доработки, поэтому не включает абсолютно всех биографий преподающих, встречаются неточности и содержательные лакуны по отдельным представленным в нем биографиям. Среди 29 иностранцев, зафиксированных в базе данных, преобладали немцы, в том числе австрийские и остзейские (14), далее по численности следуют французы (7), карпатороссы (3), англичане (2), также в университетской службе числилось по одному итальянцу, сербу и иранцу. Наша задача заключается в том, чтобы, используя неопубликованные архивные материалы, представить деятельность наиболее известных немецких профессоров университета первой трети XIX века и выявить особенности социального и профессионального взаимодействия профессоров-немцев со всеми субъектами университетского преподавания и управления. Рассматривая деятельность немецких интеллектуалов в университете, можно разделить их на условные «поколения», принимая во внимание возраст и время приезда в Россию. Первое поколение немцев в истории российских университетов представлено профессорами Московского университета второй половины XVIII века [Феофанов, 2011: 13], второе — действовало в период 1804— 1822 гг., рамки которого ограничены началом реформ в области просвещения и формированием состава кафедр новых университетов, заканчиваясь условно «разгромами» Казанского и Петербургского университетов 1819-1822 гг., после чего количество иностранных профессоров заметно уменьшилось [Жуковская, 2019: 96-111]. Хронологические рамки деятельности в России третьего поколения профессоров можно определить между 1822 годом, временем упадка преподавания, и началом кадровой реформы С. С. Уварова 1834-1835 годов. Говоря о немцах Петербургского университета, мы имеем в виду и тех, кто начал свою карьеру в ПИ, учрежденном в 1804 году как отделение предполагаемого университета, 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz