Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
Из табл. 4 видно, что в расписании публичных курсов отсутствует преподавание Закона Божьего, но оно включает основные предметы университетского курса, по которым чиновникам надлежало выдержать экзамен. Организация учебного процесса требовала решить проблему недостатка учебных пособий. Этот недостаток восполнялся путем разовых или систематических закупок книг. Так, 7 марта 1812 года Конференция ПИ представила на рассмотрение попечителя обращение профессора-классика Ф. Б. Грефе, который «для успешнейшего преподавания» латинского языка просил снабдить воспитанников нужными пособиями, «как-то: Латинскими лексиконами, Латинскими грамматиками и по нескольку экземпляров сочинения Горация и Саллюстия». Конференция сделала представление о необходимости покупки «10 экземпляров Латинских лексиконов и по 30 экземпляров каждой из прочих упомянутых книг» из сумм, «на учебную часть Института назначенных» [ЦГИА СПб. Ф. 139. On. 1. Д. 780. Л. 1]. 8 марта Уваров дал согласие на закупку учебных пособий, что могло улучшить постановку преподавания латыни, без которой он не представлял университетского преподавания [Там же: Л. 2]. Впоследствии в 1819-1821 годах он настойчиво внедряет латинский язык, требуя знания его от поступающих. Пополнение библиотеки повышало статус и образовательные возможности ПИ как «отделения университета». Изменение структуры преподаваемых наук требовало создания новых кафедр, что было закреплено Уставом ГНИ, утвержденным в декабре 1816 года. В 1816 году была открыта кафедра российской словесности (ранее преподавание этого предмета было совмещено с преподаванием эстетики). Уваров сообщал министру А. К. Разумовскому, что «он полагает необходимым учредить при Санкт-Петербургском Педагогическом институте особую кафедру российской словесности, которой «доселе не было», и назначить на нее ординарного профессора, служащего при Главном правлении училищ, бывшего профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии, коллежского асессора Толмачёва», с жалованьем 1500 рублей в год [РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 169. Л. 1]. Я. В. Толмачев, питомец Харьковского коллегиума, впоследствии в течение 4 лет преподавал в Киево-Могилянской духовной академии философию, догматическое и нравственное богословие, герменевтику, церковную историю, чтение Священного писания, высшее российское и латинское красноречие, одновременно с «еврейским, греческим, немецким и французским языками, чистой и смешанной математикой, экономией, гражданской историей и географией, с успехом превосходным» [Там же: Л. 3-4]. Иначе говоря, Толмачёв представлялся универсальным преподавателем и Уваров возлагал на него большие надежды, которые впоследствии не оправдались. В марте 1818 года открываются две кафедры восточных языков с приглашенными из Франции преподавателями — Ш. Деманжем и Ф. Шармуа. Оба молодых француза были приглашены на должности ординарных профессоров самим Уваровым, по рекомендации знаменитого ориенталиста А. И. Сильвестра де-Саси. Деманж обучал арабскому и армянскому языкам, а Шармуа персидскому и турецкому, молодым ученым сразу же было положено полное профессорское жалование в размере 2000 рублей и 500 рублей квартирных денег [РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 235. Л. 2]. Попечитель уделяет много внимания созданию кафедры астрономии, причем, еще до преобразования ГПИ в университет. Так, в октябре 1818 года Уваров пишет министру А. Н. Голицыну: «В учреждении Главного Педагогического института не сделано никакого распоряжения касательно астрономии, хотя сия 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz