Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
саамов в общественных и гуманитарных науках и/или сведения о саамах просветительского характера. Таких киберсообществ найдено 103, однако в реальности сайтов по данному запросу может насчитываться неограниченное количество. Это естественно, поскольку они предназначены для более широкой аудитории, в отличие от узко локализованных географически и в этнокультурном отношении саамских этнических киберсообществ. В то же время важно, что репрезентация строгой научной информации, прежде всего, о быте, материальной и духовной культуре, историческом пути, социально-экономических и политико-административных проблемах саамов, о проблеме саамского языка и т.п. не зависит от локализации киберсообществ по географическому и этнокультурному признаку целевой аудитории. Информация носит универсальный характер, то есть может быть использована как самими представителями этнической общности из числа активных пользователей Интернета, так и пользователями, принадлежащими к любым социальным группам по этнокультурному, профессиональному и прочим критериям. При этом информация культурно-просветительского характера преобладает над непосредственно научной и образовательной информацией о саамах, хотя в перечне найденных ресурсов примерно равное количество киберсообществ, содержащих ее в чистом виде (17 из 33) и предоставляющих сведения не только просветительского, но также научного и образовательного характера (17 из 33). Сравнение количества источников, содержащих оба типа информации, во всех группах киберсообществ показало, что наибольшее их число относится к группе № 3 (сообщества, созданные благодаря индивидуальным инициативам киберактивистов): 6 из 7, или 86 % сетевых сообществ. И это несмотря на их неофициальный характер, в отличие, например, от группы № 2, сообщества которой созданы муниципальными учреждениями культурного профиля и обладают возможностью предоставлять, казалось бы, максимальное количество материалов культурно-просветительской и научно-образовательной направленности. Количество и процентное содержание сообществ с данной тематикой в группе № 2 уступает: 3 из 5, или 60 %. По всей вероятности, это связано с тем, что при наполнении одних и тех же сообществ, создаваемых по индивидуальной инициативе киберактивистов (и в большинстве своем являющихся группами в социальной сети), администраторы нередко занимаются копированием или частичным перефразированием (переводом на научно-популярный язык) первичного информационного материала с любых ресурсов, отвечающих их запросу — как в виде официальных сайтов, так и в виде репостов из других сообществ в социальных сетях. Основные темы большей частью отвечают основным функциям сетевых групп этнических диаспор. Однако по содержанию событий из перечисленных сетевых сообществ условно выделяются те, которые посвящены одной теме или в которых данная тема является ведущей в сравнении с другими образовательными и культурно-просветительскими аспектами. Так, функция изучения и популяризации саамского языка с целью сохранения языковой компетенции наиболее полно реализована (и обозначена в названии сообщества) в группах социальной сети «ВКонтакте» «Курсы колта-саамского языка» и «Самь кйлл», а также на официальном сайте образовательного портала «Саамские словари». К интернет-ресурсам, целью которых является распространение художественной литературы саамских авторов и научной 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz