Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.
Пользоваться «ежели пожелают казенным столом < ...> и на будущее время» за счет Института было разрешено адъюнкту зоологии Ржевскому, магистру Сферину, титулярным советникам Фарфоровскому, Арсеньеву и Левинскому, из числа окончивших ПИ в 1808-1811 годах и уже преподающих в нем [ЦГИА СПб. Ф. 13. On. 1. Д. 769. Л. 6]. Относительно Ржевского, по его просьбе, Уваров распорядился, чтобы ему «провизия отпускалась за деньги по казенным ценам», вместо готовых кушаний, с выплатой последующей компенсации из средств ПИ. Прочие же могли пользоваться «казенным столом вместе со студентами < ...> в благодарность их заслуг перед институтом» [ЦГИА СПб. Ф. 13. On. 1. Д. 769. Л. 7-9]. По представлению Конференции ПИ Уваров решил вопрос о размещении при Институте и выплате первоначального жалования всем студентам, вернувшимся из трехлетней заграничной командировки и начавшим преподавание [Жуковская, 20136]. Кроме того, ПИ продолжал оказывать материальную помощь выпускникам, уже распределенным к учительским местам, в том числе в отдаленные губернии, поскольку они еще в течение 6 лет находились в ведении МНП. Такое решение проблем молодых преподавателей наглядно иллюстрирует систему отношений в ПИ как продолжение того «семейного стиля», который отличал малочисленные академические сообщества российских университетов на этапе их становления. Что касается условий обучения, то к моменту своего реформирования ПИ не располагал помещениями, подходящими для организации учебного процесса нового уровня сложности и для серьезных занятий наукой. Здание Коллегий, где размещались аудитории и жилые помещения студентов и преподавателей, не отвечало потребностям института: крыша протекала, комнаты для студентов были сырыми, печи дымили, да и само здание нуждалось в реконструкции. По соседству, с того же входа в здание Коллегий были квартиры сенатских служителей и других посторонних институту лиц, что усложняло поддержание должного санитарного состояния и вело к нежелательным контактам студентов. Лаборатории и коллекции, необходимые для преподавания естественных наук, негде было развернуть. Едва вступив в должность, С. С. Уваров запросил у Конференции ПИ отчета о состоянии материальной базы учебного заведения, его зданий, библиотеки и лабораторий, о численности профессоров, студентов, магистров, о расходах и т. д. [ЦГИА СПб. Ф. 13. On. 1. Д. 985. Л. 2]. Конференция представила развернутое описание, в котором говорилось: «Педагогический институт помещается на Васильевском острове в связи (то есть под общей крышей — И. П., Т. Ж.) с разными присутственными местами, именующимися Коллежскими департаментами. Собственного здания не имеет. Есть еще на том же острове в 6-й линии каменный двухэтажный дом с флигелями и пристройкой на дворе деревянного строения, где сперва помещались студенты 1-го отделения института, которые распределены уже на учительские места. Дом сей принадлежит Главному правлению училищ. Ныне в сем доме помещаются три профессора, лаборант физики и письмоводитель хозяйственного комитета, часть библиотеки, часть минералогического кабинета, небольшое зоологическое строение, химическая лаборатория с кабинетом и классом для преподавания химии и хранится Государственная казна, институту принадлежащая. Сословие института состоит из преподающего эстетику, 9 ординарных профессоров, 4 магистров и одного учителя, всего из 15 человек» [ЦГИА СПб. Ф. 13. On. 1. Д. 985. Л. 3-4]. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz