Труды Кольского научного ценра РАН. № 1 (11), вып.18. 2020 г.

DOI: 10.37614/2307-5252.2020.1.18.007 УДК 378 (470) И. С. Пустовойт, Т. Н. Жуковская ОРГАНИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА И БЫТА ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. С. УВАРОВА В ОТНОШЕНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ В 1811-1821 ГОДАХ Аннотация Статья рассматривает деятельность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа С. С. Уварова по реорганизации обучения в Педагогическом институте в перспективе его преобразования в университет. На основе архивных материалов ведомственного и университетского делопроизводства представлены этапы создания интеллектуальной и материальной базы будущего университета: приобретение и перестройка зданий, в том числе Двенадцати коллегий, создание новых кафедр, устройство лабораторий, улучшение быта и борьба с болезнями и смертностью среди студентов. Ключевые слова: С. С. Уваров, Санкт-Петербургский университет, Педагогический институт, реформы просвещения в первой четверти XIX века, быт студентов, здания университета, лаборатории, библиотеки. Ivan S. Pustovojt, Tatyana N. Zhukovskaya ORGANIZATION OF UNIVERSITY SPACE AND EVERYDAY LIFE OF ITS INHABITANTS: THE ACTIVITIES OF S.S. UVAROV REGARDING THE ST. PETERSBURG UNIVERSITY AND ITS PREDECESSORS IN 1811-1821 Abstract The article considers the activities of the Curator of the St. Petersburg educational district S. S. Uvarov in the reorganization of education at the Pedagogical Institute with a view to transforming it into a university. Based on archival materials of departmental and university office work, the stages of creating the intellectual and material base of the future university are presented: the acquisition and reconstruction of buildings, including the building of Twelve collegiums, the creation of new departments, the establishment of laboratories, the improvement of life, and the fight against diseases and mortality among students. Keywords: S. S. Uvarov, St. Petersburg University, Pedagogical Institute, educational reforms in the first quarter of the 19th century, student life, university buildings, laboratories, libraries. История университетского образования в столице Российской империи в XIX веке была бы совершенно иной, если бы во главе столичного учебного округа в период либеральных реформ просвещения оказался не европейски образованный и энергичный С. С. Уваров, а кто-либо другой. Санкт-Петербургский университет был обязан ему своим статусом, общественным влиянием и даже местоположением, поскольку именно по его проекту в феврале 1819 года он был преобразован из Главного педагогического института [Жуковская, 1998; Жуковская, Пустовойт, 2019]. Насколько компетенции Уварова, его идеи и стратегии отразились на внешнем облике университета, мы рассмотрим, оценивая пространственный и бытовой аспект деятельности университетской корпорации. Пространственный аспект науки часто отступает на второй план в историописании университетов, которое остается по преимуществу институциональным и событийным. В нашем 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz