Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
числе через систему учебных и исследовательских заданий для школьников по изучению истории семьи. Реальный вклад самих учителей в ученические работы, которые отправляются на всевозможные конкурсы, переоценить сложно. Примером служит работа ученика 8-го класса мончегорской гимназии № 1 Андрея Меньшенина, представленная в 2002 г. на Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» и занявшая там третье место. Тема: «Поколение 30-х годов как «фундамент» нашего общества на примере жизни моей бабушки». Текст работы выполнен под руководством педагога высшей квалификации Е. А. Зубковой, он опубликован в сборнике, выпущенном к юбилею города Мончегорска, и заслуживает большого внимания, в том числе с историко-антропологической точки зрения [Пусть не доведется..., 2018: 136-185]. Одну из главных ролей (если не самую главную) в процессе культурной идентификации спецпереселенцев выполняет общественная организация «Мемориал». Отдельные участники спецпереселений и их потомки занимают различные позиции в отношении к «Мемориалу» и другим институтам и организациям, ответственным за мемориальную деятельность: от полного включения в их состав до ситуативных или опосредованных контактов. Массив документов вовлекается в информационное пространство через интернет издания, сайты и социальные сети, в несколько меньшей степени — посредством традиционных СМИ и книжных публикаций. Документы частного происхождения сохраняются благодаря культурной деятельности семей и их сотрудничеству с заинтересованными организациями. Подавляющее большинство изданий воспоминаний и биографий спецпереселенцев увидели свет в результате деятельности сотрудников «Мемориала» [Спецпереселенцы., 1997; Мончегорск., 2007; Хибиногорск., 2012; Память неподвластна., 2015; Пусть не доведется., 2018]. На основе текстов этих собраний мы попытались выявить основные культурные маркеры изучаемой общности, на которых основываются ее самоопределение, образ и «представление себя другим». Особенностями изданий являются их малотиражность и труднодоступность для широкой читающей аудитории даже в тех городах, где они изданы (Апатиты, Мончегорск), — следствие объективных обстоятельств. Как представляется, главная причина ограниченности тиража состоит в том, что подготовка и публикация осуществляются преимущественно на средства самого общества и составителей. Соответственно, распространение книг происходит «адресно», их обладателями становятся авторы мемуаров, избранные местные библиотеки и доверенные лица, в т. ч. профессионалы, сотрудничающие с «Мемориалом». Здесь напрашивается аналогия с семейными мемуарами, которые пишутся, а при возможности и печатаются в основном для прямых потомков, то есть для «своих», близких. В рассматриваемом случае потенциальную аудиторию составляют те, кто полностью солидарен с позицией «Мемориала» в оценках прошлого, в отношении к истории и/или представляет потомков исторического «большинства» Кировска, Апатитов, Мончегорска. При всей декларируемой открытости исторической информации, при всем высоком символическом статусе, который обрели в постсоветский период личности и общности — жертвы сталинского режима, невозможно отрицать, что отношение к ним, как и к деятельности «Мемориала», в современном российском обществе, мягко говоря, неоднозначно. Выскажем предположение, основывающееся на отдельных 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz