Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
Педагогического института (1804-1819) и университета в Петербурге [РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 4, 125; ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 9, 612]. Обстоятельства визитаций отражаются и в мемуарных источниках и дневниках визитаторов [Погодин, 1868; Никитенко, 1893; Шевырев, 1997]. Инструментом контроля со стороны учебного округа, губернской администрации за деятельностью училищ были «обозрения» (ревизии) учебных заведений профессорами, назначавшимися по выбору Конференции Педагогического института, впоследствии Совета Санкт-Петербургского университета. Совет определял «визитаторов из членов училищного комитета или других профессоров, поручая каждому одну или две губернии по местному положению для осмотра» [Сборник постановлений. .., 1864: 297-298] и распоряжался о снабжении их путевыми деньгами из штатной суммы университета. Профессор- визитатор мог сопровождать попечителя учебного округа в его поездках по губерниям, а мог совершать инспекцию и самостоятельно. Проверяющим вручалось специальное «наставление», где указывалось, что они не только обозревают училища и составляют отчет об их посещении, но «должны вести беседу с гражданами, дружески внушать пользу учения и советовать, чтобы они отдавали детей в училища» [РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 125. Л. 3]. Так, в задачи профессора логики и философии П. Д. Лодия, обозревавшего столичный учебный округ в 1811 г., входило содействие губернскому учебному начальству при открытии новых школ в уездных городах Олонецкой и Архангельской губерний. Кроме того, визитаторы оценивали деятельность губернского директора училищ, «какую наклонность привил он в жителях к заведению приходских училищ и вообще к просвещению» [РГИА. Ф. 733. Оп. 20. Д. 125. Л. 7]. Такие «наставления» составлялись для каждой ревизии отдельно. По штату Главного педагогического института на содержание визитатора по Санкт- Петербургскому округу выделялось 4000 руб., кроме того, на путевые издержки, по усмотрению университетского совета, отпускалось еще 200-300 руб. Во время визитаций профессора знакомились с деятельностью учебных заведений на местах. Инспектирование со стороны университетских чиновников редко выходило на уровень приходских сельских школ, обычно осмотру подвергались гимназии и уездные училища. Столичные проверяющие не посещали наиболее отдаленных мест, полностью полагаясь на отчеты смотрителей уездных училищ. При этом велись подневные записки (журналы) визитаций. Прибыв на место, визитаторы сначала знакомили директора училища и учителей с данными им от попечителя «наставлениями», затем приступали к обозрению учебных заведений. Профессора интересовались ходом учебной и воспитательной работы в училищах, экзаменовали учащихся. Они знакомились с документацией, проводили собеседования с директором, смотрителями и учителями. При проведении индивидуальных бесед с педагогами и училищными чиновниками особое внимание уделялось вопросам методики преподавания учебных предметов, наличию учебников и учебных пособий, выполнению учителями обязанностей, связанных с организацией экскурсий, составлением истории гимназий, ведением метеорологических наблюдений. Особого одобрения со стороны визитаторов заслуживало составление преподавателями различных записок-комментариев к учебникам и учебным пособиям. По окончании осмотра визитатор проводил общее собрание педагогического коллектива гимназии, на котором подводились итоги визитации, указывались положительные 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz