Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
реконструкции более ранних периодов жизни сообщества» [Александер, 2012: 32], — бесспорный тезис, который можно отнести не только к общностям- долгожителям. К тому времени, когда названный процесс приобрел отчетливые формы, в живых оставались младшие поколения спецпереселенцев. Это люди, которые были высланы совсем молодыми или детьми или родились на новом месте жительства, или вступали в сознательную жизнь, когда статус «спецпоселенца» (означавший уже не собственно перемещенное лицо, но проживающее в поселении особого типа и на особых условиях) уже остался только исторической реалией. В последнем случае главным основанием для отнесения себя к общности становится принадлежность к семье репрессированных и высланных, осознанная и прочувствованная благодаря семейной памяти. Вместе с тем встреча поколений и означивание памяти происходит и вне семьи, «процесс наделения памяти значениями “ происходящего в культуре ” » не менее важен (по мнению немецкого ученого А. ван Альфена, высказанному им в интервью журналу «Гефтер» [Холокост и ГУЛАГ. .., 2016, ЭР]). В жизненной траектории высланных людей и семей спецпереселение является важнейшим событием. Оно может быть охарактеризовано с помощью понятия коллективной «культурной травмы», которая, по утверждению Д. Александера, «не является результатом того, что некая группа людей испытывает боль. Она есть результат острого дискомфорта, проникающего в самую сердцевину ощущения сообществом собственной идентичности» [Александер, 2012: 18]. Переживание, осмысление и артикуляция культурных отличий создали «возвышенный и обладающий мощным воздействием дискурс травмы» [Там же: 32], который наблюдается в рассматриваемом нами случае по отношению как к группе в целом, так и к отдельным поселенческим общностям. Наиболее ярко он выражен в текстах публицистического характера, в обращениях авторов, журналистов, составителей сборников воспоминаний и документов, общественных деятелей к читающей и слушающей аудитории. Из аннотации к сборнику воспоминаний людей и о людях, причастных к истории Мончегорска: «Это — эпистолярный памятник расстрелянным, погибшим в лагерях, умершим на поселениях ГУЛАГА, тем, кто оказался строителями новой жизни на Кольской земле против их воли. Кто испытал на себе нечеловеческие мучения, унижения, голод, холод, а главное — страх за себя и за свою семью в период раскулачивания, кто потерял в 1930-е годы детей и родителей и выжил только благодаря своему трудолюбию, терпению, оптимизму и построил замечательный город, столицу красивой тундры, город Мончегорск» [Пусть не доведется., 2018: 2]. Групповая идентичность «спецпереселенцев» формируется во многом благодаря совместной деятельности культуротворческих групп и институтов, с одной стороны, и самих участников событий и потомков насильственно переселенных семей, с другой. К первым относятся писатели, журналисты, публицисты, краеведы, работники учреждений культуры. В частности, тема спецпереселений становится органичной частью или самостоятельной темой мероприятий, посвященных истории края, городов и поселков, семейной истории. Через систему образования и СМИ приобретают общественный резонанс труды профессиональных историков (в Мурманской обл. это, прежде всего, исследования В. Я. Шашкова [Шашков, 1993; 2000; 2004]). В процессе утверждения культурного статуса спецпереселенцев участвуют учителя, в том 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz