Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

выполненные по типу американских, высоко ценились поморами и моряками крупных внутренних водоемов Русского Севера: их не заливали высокие волны, судно возвращалось в вертикальное положение даже после опрокидывания на бок, когда мачты касались водной поверхности. Обе разновидности промысловых ботов могли двигаться под парусами. Беспалубный бот способен был передвигаться даже под двумя парами весел. Правда, при установке дизельных двигателей на боты надобность в этом возникала крайне редко. Лихтеры . В работе П. А. Богославского лихтеры описываются как деревянные баржи с деревянной оградкой по левому и правому бортам на палубе. Такие лихтеры обладали одной мачтой с прямым парусом посередине палубы и почти вплотную к мачте приставленным подъемным механизмом в виде косого бревна, снабженного лебедкой [Богославский, 1859: 46-47]. В неизменном виде они продолжали существовать и в первые десятилетия ХХ в. [Спутник помора, 1910: 186]. Но уже совсем иной тип судна, хотя и с тем же названием, представляли пароходные лихтеры конца XIX — начала XX вв., построенные рабочими судостроителями на городских верфях как суда, обладающие пароходными трубами [Логинов 2008: 177, рис. 92]. Такие лихтеры брали на борт за один раз до 200 и более тонн соленой поморской рыбы у мест промысла, затем транспортировали ее в Петербург вокруг Скандинавии. Шхуны . Данный тип парусного судна в западном Поморье имел не менее двух мачт и косые паруса на всех (2-4) мачтах. Это были наиболее сложно устроенные парусные суда Поморья с совершенной парусной системой, грузовым трюмом и каютами для капитана и экипажа, со спускаемыми с помощью ручных кранов шлюпками на борту. Большинство шхун, ходивших по Баренцеву и Белому морям, принадлежали в последней четверти XIX в. иностранцам [Случевский, 1886: 51-52]. Богатые поморы, как свидетельствует К. К. Случевский, большей частью только мечтали о том, чтобы приобрести такое судно и лично выходить в нем в море на промысел морского зверя и рыбы. Наверное, дело заключалось закостенелости местных предпринимателей-старообрядцев, а вовсе не в недостатке капиталов. По замечанию того же Случевского, в том же 1884 г. кемский предприниматель Водохлебов владел сразу семью шняками, тремя шхунами и еще двумя « промысловыми яхточками » [Случевский, 1886: 29]. Жаль, что очевидец не оставил даже самого беглого описания этих промысловых яхт, не указал, отличаются ли они чем-нибудь от моторных шхун. Уже к началу ХХ в. некоторая часть шхун западного Беломорья была моторизирована [Логинов, 2008: 178, рис. 91]. На самом деле в начале ХХ в. по Белому морю ходили морские суда и кораблики также и иных типов, отнести часть которых к традиционным крестьянским судам автор этих строк не видит основания. Согласно интернет ­ источнику [Поморское судостроение., ЭР], на начало 1910 г. приписанными к Сороке (ныне Беломорску) числились следующие суда по типам постройки: а) «староманерные» суда: шняки — 28; кочмары — 1; мореходные карбаса — 17; б) «новоманерные» суда: яхты — 203; шхуны — 81; клипера — 29; ёлы — 57; кутеры — 4; брамы — 6; тендеры — 4; фенбурины — 2; лихтер-боты — 36; гафель-шхуны — 56; шлюпы — 14; галиоты — 8; гафели — 2; гальяши — 8; шхуны-барки — 4; шхуны-бриги — 2; сендмерская лодка — 1; промысловые боты — 12. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz