Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
берега [Жуков, 2016]. Так что к выработке конструктивных решений средневековых судов Поморья следует считать причастными как русских поморов, так и местных карелов, а отчасти и автохтонных жителей — саамов. В своем компилятивном исследовании Г. С. Дмитренко описывает промысловый коч так: «Коч — старинное поморское парусно-гребное судно... Он имел характерные обводы для ледового плавания, был оснащен мачтой, навесным рулем ( руль , румпель , журавельник. — К. Л. ) и четырьмя веслами. Старинные кочи строили без применения металла: к скрепленному деревянными нагелями набору корпуса пришивали ремнями доски обшивки. Длина такого судна была 10-15 м, ширина — 3-4 м, осадка — 1-1,5 м. При попутном ветре ставили прямой парус, позволявший развивать скорость 6-7 узлов» [Дмитренко, 2003: 47]. Зимний парус на промысловый коч шился из оленьей замши. Ванты для паруса вырезались из кож тюленей, а якорные канаты сплетались из полосок моржовой кожи. Сделанная из кож морских зверей оснастка промыслового коча почти не обледеневала от воды и соленых брызг даже в сильный мороз. На носу судна всегда был вертикальный ворот. Современные поморы называют его шпиль . С помощью ворота и хорошо укрепленного во льду якоря судно с легкостью вытягивали на лед, а при надобности — и на берег. Вытаскивание судна из воды облегчалось тем, что коч имел набитые изогнутые в носовой части брусья, наподобие санных полозьев. Старинный промысловый морской коч, в отличие от более поздних его модификаций, был беспалубным судном, лишь иногда имел в носу небольшой навес. Ради плаваний за Югорский шар (а в итоге была достигнута Аляска) поморы серьезно видоизменили свои кочи. В результате получился коч морской . Судно практически утратило возможность передвигаться под веслами. Доски с бортов со шпангоутами стали скреплять специальными железными скобами. Обязательной стала палуба, а размеры судна были серьезно увеличены. Длина судна возросла до 20-25 м, ширина — до 5-8 м, а осадка — до 2 м. Судно стало вмещать, помимо 10-15 человек команды, до 30 наемных промысловиков. Команды промысловиков поочередно доставляли до мест промысла и ссаживали на берег, а на обратном пути их подбирали вместе с добычей. Чтобы перевозить людей на берег или людей и добычу на судно, на палубе стали держать легкую лодку. При тихой погоде лодку могли буксировать на веревке сзади. В корме появилась каюта ( казенка ) для капитана и приказчика, а в трюме — камбуз и общая каюта для команды и собственно груза. Самые крупные кочи несли три мачты, хотя паруса оставались прямыми, в силу чего коч под парусами передвигался лишь по ветру. Как совершенный тип мореходного судна морской коч полностью сложился не позднее конца XVIII в. Извозный карбас — специализированное судно западного Поморья, основным назначением которого было перевозить богомольцев с материка в монастыри на Соловецкие острова и обратно [Дубровин, Окороков и др., 2001: 311]. Изредка в литературе, касающейся описания морских судов, его именуют морским карбасом , в частности, так его назвал Г. Р. Державин. В своей «Поденной записке» он указал, что в 1703 г. в городе Вытегра по повелению Петра I капитаном Алексеем Щетневым был построен и выставлен на стапелях в качестве образца для местных корабелов морской карбас [Эпштейн, 1987: 131]. Впрочем, Державин не был мореходом. Вполне вероятно, что он ошибся в термине. Прежде чем появились «извозные карбасы», их функции исполняли сначала 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz