Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

В одной статье поднятую тему в достаточной степени осветить невозможно. Здесь, следуя классификации П. А. Богославского, рассмотрим крестьянские суда западного Поморья, «плавающие по всему морю» [Богославский, 1859: 3, 38]. Исследование специфики судов крестьянской постройки, «плавающих вдоль берега» [Богославский, 1859: 3, 42], может быть рассмотрено позже в рамках отдельной статьи. К поморским судам, «плавающим по всему морю», по утверждению П. А. Богославского, в его время относились лоДьи, кочмары, раньшины, шняки и лихтера. Еще один тип судна той же категории, а именно морской галеот (галиот), он, видимо, посчитал вышедшим у поморов из употребления. Хотя в западном Поморье морской галиот просуществовал до начала ХХ в. (см. ниже). Поморская лодья/лодия/ладья. Известный историк морского судостроения Э. Генриот считал, что двух-трехмачтовые лодьи с осиновым днищем и надстроенными сверху дощатыми бортами, характерные для Балтийского и Днепровского судоходства эпохи Древней Руси, не были непосредственными предшественниками поморских лодий. Он связывал возникновение ранних поморских судов с ушкуями — разновидностью беспалубных шитых лодий, уже не имеющих основания из долбленой осины [Генриот, 1974: 110 - 111]. Лодья как особый тип судна в западном Поморье упоминается впервые в документах Соловецкого монастыря XV в. [Богославский, 1859: 4]. На рисунке, представленном в работе Г. С. Дмитренко [Дмитренко, 2003: 39], изображена такая шитая из досок поморская одномачтовая лодья XV в. Древние шитые суда изготовлялись по безгвоздевой технологии: «Доски обшивки клали внакрой. Их пришивали к шпангоутам толстой еловой «ниткой» (веткой. — К. Л .) пятисантиметровым швом. В длину доски сшивали между собой вересковой (на самом деле можжевеловой. — К. Л .) «ниткой» диаметром 1-8 мм. Шов при этом — 2,5 см. <...> Перед сшивкой доски плотно прижимали друг к другу специальным инструментом — клещами . Отверстия для шитья быстро просверливали специальным сверлом — Дрелью , устроенной в виде лука. После продергивания деревянной ниткой сквозь отверстия, последние забивали клиньями, с наружной стороны борта сосновыми, а с внутренней — из мягкой ели» [Дмитренко, 2003: 27-28]. После осмолки бортов отверстия в швах воду не пропускали. От автохтонного населения поморами была заимствована чуть иная технология. Она состояла в сшивании досок бортов полосками моржовой кожи. Это придавало корпусу судна большую эластичность при сдавливании льдами. К середине XIX в. доски бортов и несущие конструкции сшивались друг с другом гвоздями, железными скобами, железными винтами и болтами. Лодьи стали почти вдвое больше, чем в Средневековье, достигая «35-60 футов в длину и 10-18 футов в ширину» [Богославский, 1859: 38]. Для использования в ледовой обстановке лодьи Поморья изготовлялись из весьма толстых досок. Специфической чертой поморских лодий было наличие широкого, практически под прямым углом к бортам подшитого днища, что придавало поморским лодьям (при наличии загрузки) высокую остойчивость, то есть устойчивость к опрокидыванию. В итоге эволюции лодьи в период Нового времени стали плоскодонными судами (с прямым днищем и широким килем), непременно имеющими палубу. Согласно изысканиям Э. Генриота, трюм лодий позднего периода «был разделен поперечными переборками на три отделения. Каждое отделение «имело свой входной люк. В носовом помещении устанавливали кирпичную печь; здесь готовили пищу 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz