Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
on basic cultural values. The significance of the identification process lies in the accentuation of national and humanistic values, the call for the preservation of cultural heritage and filling gaps in historical knowledge. From the point of view of special settlers, their experience and memory serve public security, as prevent the repetition of the tragedy of the 1930s — 1950s. This is related to the relevance of the study, as well as the fact that "special settlers" occupy one of the prominent places in its symbolic status in the history of the region. Keywords: identification, special settlers, concept, values, memorial community, kulturanthropologie. Некоторые теоретические предпосылки и материал Новейшая историография проблем заселения и освоения Кольского п-ова в советское время, увеличивающееся число публикаций документальных материалов и воспоминаний участников урбанизации центральной и южной части Мурманской обл. позволяют задаться вопросом об историко-культурной значимости отдельных социальных групп, вовлеченных в этот процесс. Признавая объективное существование «спецпереселенцев» как особой правовой (ущемленной в правах) категории населения в известный период, мы не можем обойти вниманием и то, что в историческом профиле региона они занимают одно из выдающихся мест по своему символическому статусу. Считая «спецпереселенцев» символической исторической общностью, мы исходим из того, что эта общность столь же реальная, сколь и «воображаемая». Она создается и функционирует благодаря реальным социальным связям и реализуется в социальных действиях, направленных, во-первых, на сохранение групповой автономии, во-вторых, на установление своих «внешних» контактов и поддержание культурной репутации. Одна из главных проблем идентификации общности состоит в том, что в качестве реальной социальной категории людей «спецпереселенцы» (или «спецпоселенцы») принадлежат истории определенного периода. Они объединялись по статусно-правовому основанию, ряду социально-классовых характеристик, семейно-биографической траектории (насильственное переселение в сходных обстоятельствах), типу комплексной социальной травмы (лишение имущества и дома, стабильного статуса, отправка, по существу, на каторжные работы, угроза жизни и здоровью членов семьи вплоть до физической их утраты). Нет сомнений в том, что социальному «клейму» сопутствовала навязанная негативная идентичность, но изучать ее проявления и процесс формирования можно только с известными оговорками по поводу количества, видов и состояния источников. Воссоздание группы «спецпереселенцев» как солидарной общности, обладающей характерными свойствами, относится к «перестроечному» времени. Оно связано с активизацией реабилитационного процесса, с деятельностью общественных организаций и с включением людей, подвергшихся социально-политическим репрессиям, в официальную, открытую отечественную историю. Именно в этот период формируется «кристаллизованное чувство группы», как обозначает это явление Р. Брубейкер, которая осмысливается не «в реляционных, процессивных, динамических, событийных и разукрупненных терминах», а в качестве субстанции, организма или коллективной личности [Брубейкер, 2012: 29], то есть осуществляется процесс идентификации. «Идентичности постоянно конструируются и обеспечиваются не только посредством встречи лицом к лицу с настоящим и будущим, но и посредством 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz